Найти тему
История и искусство / Artifex

Сюрреалистические миры Рене Магритта

Какие ассоциации вызывает у вас Бельгия? Наверняка многие вспомнят о вкуснейшем бельгийском шоколаде, кто-то назовёт знаменитого сыщика Эркюля Пуаро или кумира всех мальчишек 90-х ‒ Жана-Клода Ван Дамма, а кому-то на ум придёт брюссельская капуста. Но у любителей искусства тут же всплывут в памяти необычные картины Рене Магри́тта (René François Ghislain Magritte).

Этот бельгийский художник не боялся спорить с коллегами, отвергая общепринятые для сюрреализма понятия – обязательное присутствие фрейдовского психоанализа в творчестве, сверхреальность, искажение пропорций и главенствующую роль подсознания.

-2
-3

Он вообще не любил, когда его называли сюрреалистом. Магритту нравилось играть с логикой и сознанием, поэтому своё творчество художник окрестил магическим реализмом.

В отличие от эксцентричного Дали или причудливого Эрнста бельгийский самородок избрал иной способ бросания камней в огород реалистов: вместо иллюзии деформации предметов он изображал вещи вполне реальными, но… совершенно несовместимыми друг с другом. Герои его картин – люди, предметы, явления – показаны на контрасте. И именно это помогает лучше понять сущность изображённого.

Пожалуй, наиболее часто встречающийся образ в картинах Рене Магритта – мужской силуэт в пальто и высокой шляпе. В разные годы творчества подобного персонажа можно увидеть на таких полотнах, как «Размышления одинокого прохожего» (The Musings of a Solitary Walker), «Смысл ночи» (The Meaning of Night), «Школьный учитель» (The schoolmaster), «Ящик Пандоры» (Pandora's Box), «Голконда» (Golconda) и многих других.

-4
-5
-6
-7
-8

И, конечно же, на одной из самых знаменитых работ мастера под названием «Сын человеческий» (The Son of Man). Последняя – автопортрет Магритта. На ней перед нами предстаёт образ современного успешного человека, который отделён от моря и неба стеной, то есть оторван от природы. В центре внимания – небольшое зелёное яблоко, вкупе с названием полотна вызывающее прямую ассоциацию с Адамом и искушением.

-9

Магритт очень любил изображать двери, окна, щели – всё, что потенциально может дать свободу. Так, на его картинах «Неожиданный ответ» (The Unexpected Answer), «Бегство в поля» (Key to the fields) и «Условия человеческого существования» (The Human Condition, 1933) показан мотив выхода, изменения и обретения чего-то нового. Опять же художник играет с излюбленной темой контрастов, показывая два разных мира. И какой из них реальный, а какой вымышленный – загадка, имеющая множество вариантов ответа.

-10
-11
-12

Также в своих работах художник часто изображал покрывала. Биографы любят связывать этот факт с историей смерти матери Магритта, которая покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке. Когда её нашли, лицо оказалось опутано ночной сорочкой. Рене было на тот момент всего четырнадцать лет, и с тех пор он никому не рассказывал об этой трагедии, даже собственной жене. Однако образ людей в покрывалах мы встречаем на нескольких полотнах Магритта, в частности на картинах «Влюблённые» (The Lovers).

-13
-14

Эти работа тоже знакомы многим. Обычно их толкуют как символ слепой любви. Герои настолько увлечены друг другом, что не видят ни себя, ни партнёра, никого. Даже мы не можем увидеть их лиц, можем только догадываться о том, как они выглядят. Впрочем, почти все работы Рене Магритта оставляют ощущение загадочности. Наверное, именно поэтому они так притягивают.