Как и на реальных фронтах, в общем сетевом пространстве двух государств идет яростное и бескомпромиссное сражение.
Одним из важных признаков российско-украинского конфликта, без сомнения, является общее (пока что) пространство, которое стороны занимают в русскоязычных социальных сетях. Именно там, наряду с реальными боевыми действиями, разворачиваются отчаянные и непримиримые баталии. Именно там сотни тысяч блогеров, опровергая друг друга, пытаются спрогнозировать будущее обеих стран. Увы, как показывает реальная практика, это практически бесполезно, поскольку точек соприкосновения российской и украинской аудитории слишком мало, а то и вообще нет. То, что предлагается одними, яростно отвергается другими, и наоборот. В итоге же, ни о каком конструктивном диалоге речи быть не может. О том, как решить это противоречие пишет в своем блоге публицист Марина Шаповалова:
«Подытожим:
1.Конструктивное общение (диалог) невозможно без взаимного сочувствия, взаимной эмпатии.
Только на этом основании в результате общения возникают совместные действия, продуцирующие нечто взаимно-полезное, от любви до совместных проектов хоть локального, хоть глобального масштаба.
2. Без эмоционального фона общение невозможно.
Эмпатия, сочувствие естественным образом порождают взаимные положительные эмоции. Отсутствие эмоций означает отсутствие взаимного интереса и приводит к прекращению общения. Негативные эмоции неизбежно порождают адекватный, а чаще - превосходящий по накалу негативных эмоций ответ. Это - эскалация взаимной ненависти, портал в ад.
3. Пересечение в интернете (социальных сетях) украинского и русского информационных пространств создаёт условия для эскалации взаимной ненависти. С не всегда предсказуемыми, но явно отрицательными последствиями в перспективе.
Эмоциональные выплески со стороны украинцев в адрес сочувствующих им русских существенно снижают или полностью убивают сочувствие. И то, и другое объяснимо, понятно, естественно, из чего следует только один вывод: лучше им сейчас не пересекаться.
Уточнение: пересечение украинского и русского сетевых пространств происходит в основном в русскоязычном секторе: русские гораздо реже читают сообщения на украинском языке (даже если видят их) и не участвуют в их обсуждениях, поскольку плохо понимают (или совсем не понимают) украинский.
4. Взаимопроникновение (большей частью - украинцев в русскоязычный сектор) создаёт негативный, "адский" эмоциональный фон в поле обсуждения внутрироссийских проблем.
Обсуждать внутрироссийские проблемы с "проникающим участием" украинцев совершенно невозможно. Хотя их у нас - выше крыши, и мы очень далеки пока от подходов к их конструктивному обсуждению, хотя бы. Даже к постановке первоочередных вопросов ещё не пришли.
5. Основной вывод: в сети надо сейчас разъединять украинское и русское пространства. Чтобы не проваливаться каждый день в щели виртуального ада. Наши реальности разделены, нам надо следовать за реальностью, чтобы конструктивно действовать в ней…»
Это предложение нашло отклик у некоторых читателей Шаповаловой, причем, как это часто бывает, некоторые высказались даже радикальнее автора:
- Я думаю, что правильней всего российским блогерам просто чистить своё пространство от украинских комментаторов, особенно упоротых.
Нам тут в любом случае важней и нужней своё обсуждать, нам интересно что у нас будет, а не что у них. Они уже просто тупо мешают, их из сочувствия терпят, но кажется уже хватит.
Однако большинство читателей не согласились с предложением о разделе русскоязычной аудитории по государственному признаку, приводя разные, но вполне логичные аргументы.:
- Сочувствующие украинцам русские - это где-то процентов пять населения России (максимум), никакой эскалации их мелкие обидки не произведут и никак на текущие события ни внутри России ни вовне её не повлияют. Т.к. этих русских с большим удовольствием запинают ногами другие русские, при первой же удобной возможности.
- Конструктивный диалог возможен в любых сочетаниях. Даже если у людей диаметрально противоположные взгляды, даже если люди ненавидят друг друга. Другое дело, что не все люди могут вести конструктивный диалог в таких условиях. Но если кто-то, чего-то не может, то это вовсе не значит, что это невозможно.
- В 99% случаев люди общаются без всякой эмпатии, сочувствия и эмоций вообще. Чисто по делу, для решения различных собственных проблем. На улице, в магазине, на работе, в ресторане... И обычно там всё нормально, никакого ада. А вот там, где начинаются разговоры про эмпатию, сочувствие и эмоции - там всегда ад почему-то.