Домарочные знаки почтовой оплаты - предшественники почтовых марок, употреблявшиеся до их изобретения. Чаще всего это был обычный лист бумаги, на котором писали письмо. Но складывали этот лист особым образом, а на него ставили отметку об оплате почтовых услуг. Сегодня нам такое и представить сложно, но вспомните любой исторический фильм: адресат получает свёрнутый особым образом лист бумаги, на котором стоят сургучные или восковые печати и куча подписей и росписей. Ну а дальше печати ломаются и письмо модно читать. Всё просто!
На самом деле не всё так просто. Почтовые службы различных стран придумывали что-то, что могло бы отличать их, чтобы можно было, взяв письмо в руки, понять: откуда оно пришло, оплачено или за него надо платить и т.д.
Сначала появляются франкировальные штемпели. Совершенно различные по виду, они выполняли только одну функцию - удостоверяли оплату корреспонденции.
До изобретения почтовой марки изобрели почтовые листы с рельефными тиснёными знаками, к ним добавились "куверты"(штемпельные конверты, куда можно было вложить письмо.
На почтовой бумаге появлялись различные эмблемы и напечатанные изображения, тиснение, золотой обрез. Всё для облегчения "узнавания" почтового отправления.
Например в Сардинии придумали ставить штемпель, изображающий почтового гонца на лошади. Знак стал настолько узнаваем в Европе, что его стали ласково называть -"Сардинские лошадки". Теперь и в виде марок они продолжают жить на почтовых знаках уже итальянской почты.
Но самым известным домарочным почтовым знаком был знак пенни-почты.
Самые распространённые - штемпели Лондонской пенни-почты, основанной У. Докреем, бывшим мастером-оружейником, в конце 17 века. Эта городская почта имела свои почтовые штемпели двух типов. Первый треугольный штемпель имел по краям надпись «PENNY POST PAID» и в центре штемпеля букву, обозначавшую поставивший этот штамп почтовое отделение, принявшее корреспонденцию.
Второй штемпель был сердцевидной формы, он ставился на письмо при доставке. В верхней части этого штемпеля стояло слово «Mor» («утро») или «AG» («вечер»), а в нижней указывался час доставки. По этому штемпелю адресат мог реально увидеть, насколько оперативно сработало почтовое отделение по доставке письма.
Можно было бы подумать, что с изобретением почтовой марки домарочные знаки и штемпели уйдут в прошлое. Нет, этого так и не случилось. Оказывается человечество периодически отказывается от марок в пользу почтовых штемпелей. Самый известный пример - военная почта. Марок на солдатских письмах и сегодня не ставят.
Сегодня домарочные отправления в большинстве стран входят в списки культурного наследия. И, наверное, это правильно. Любой отрезок нашей материальной истории должен быть известен нашим потомкам.