Вчера раздался странный звонок на домашний телефон. Звонившая представилась представителем ВЦИОМ и попросила поучаствовать в опросе по актуальным темам современной жизни, который займёт 15 минут.
Я согласился. А затем начались странности.
Звонившей зачем-то понадобился второй взрослый человек в квартире старше 18 лет. Я передал трубку телефона жене. Её спросили: «Проходила ли она какой-либо опрос за последние полгода?». Жена зачем-то ответила «да», хотя никаких социологических опросов сложнее географического диктанта с немыслимыми вопросами на самом деле не проходила.
На том конце ответили: «К сожалению, вы нам не подходите» и бросили трубку. Это было потрясающе!
При чём тут жена, если звонят мне? Может быть, у нас разные точки зрения на красоту и полезность зимы. Я не люблю зиму, мне нравятся весна и лето, а ей не нравится лето – она любит зиму. И что из этого?
И почему во время опроса в квартире должен быть ещё один взрослый? А если он в магазин за хлебом вышел? Такой респондент для ВЦИОМа уже не респондент? Странные правила, вопиюще бессмысленные и неразумные.
Теперь понятно – откуда такие чудовищно фантастические результаты, которые ВЦИОМ выдаёт на гора, дуря голову наивным потребителям их жвачки. Не опрашивая людей, готовых отвечать искренне, результаты приходится рисовать под заказчика. Такие результаты на год вперёд и я им нарисую за гораздо меньшие деньги. Мол, опросил 1600 человек – вот результат, динамика положительная, налицо узнавание определённых успехов, а также рост популярности и поддержки.
Единственный недостаток этой технологии – математически-статистический предел в 100%, который никак нельзя переплюнуть. А ведь хочется же, правда, господа из ВЦИОМа? Представьте, сколько денег можно заработать, если опубликовать результат: «Сегодня уровень поддержки превысил 146%, а уровень одобрения – 155%». Может быть, даже премию дадут, ящик печенья и бочку варенья.