Мурманская область вошла в ТОП-30 российских субъектов по темпам цифровой трансформации, получив 18 баллов — это самый высокий результат среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
Сумма баллов в рейтинге складывается из 7 параметров: цифровая зрелость, использование платформы обратной связи, информационная безопасность, уровень импортонезависимости программного обеспечения, эксплуатация системы межведомственного электронного взаимодействия, перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид, а также меры поддержки IT-отрасли. Регион входит в число территорий-лидеров, которые обеспечили 100% подключения к портальным формам массовых социально значимых услуг из федерального перечня, указанного на портале госуслуг. Сейчас северяне могут получить в электронном виде более 150 услуг регионального и муниципального уровня. Таких, например, как запись ребенка в детский сад, школу, кружки и секции или получение субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. «Э-У» анализирует составляющие успеха и возможность их масштабировать.
Самый северный дата-центр
Осенью этого года «Ростелеком» запустил в Мурманске первый в Арктике коммерческий центр обработки данных. Это самый северный коммерческий ЦОД в стране (мощности используются региональным правительством и бизнесом). Здесь хранится вся система видеоаналитики. По словам директора Мурманского филиала «Ростелекома» Ольги Шаньгиной, при необходимости можно очень быстро нарастить мощности этого ЦОДа, оборудовав его дополнительными стойками. Сейчас емкость дата-центра составляет 20 стоек.
Арктический центр обработки данных «Ростелекома» оснащен современными системами пожаротушения, кондиционирования, диспетчеризации, охранной сигнализацией, системой контроля доступа и дизель-генераторной установкой на случай отключения электроэнергии. Инфраструктурный объект, построенный в арктической зоне, станет одним из ключевых драйверов развития всего Заполярья. Необходимым базисом для активной цифровизации Мурманской области, где неуклонно увеличивается объем используемых данных, требования к скорости и качеству их обработки.
К высокоскоростному интернету в рамках «Цифровой экономики» подключены 553 социально-значимых объекта региона, в том числе 193 медицинских и 189 образовательных организаций, 26 учреждений культуры. Особенное внимание уделяется отдаленным населенным пунктам.
Сегодня в регионе реализуется 10 направлений цифровизации, запущен региональный портал обратной связи «Наш Север» (на этой платформе проводятся опросы северян по важным вопросам жизни региона и муниципалитетов, зарегистрировано свыше 45 тыс. человек), создан единый центр управления регионом (ЦУР) для сбора и анализа данных в режиме одного окна. «Благодаря ЦУР можно оперативно контролировать все ключевые параметры развития региона, решение вопросов благоустройства, безопасности, работы систем жизнеобеспечения, оперативно реагировать на нештатные ситуации», — рассказала заместитель губернатора Мурманской области министр цифрового развития Александра Никипелова.
ЦУР помогает оперативно решать проблемы
За два года с момента открытия мурманский ЦУР обработал более 175 тыс. обращений. Базой для работы стал «Наш Север», интегрированный с федеральной платформой обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». На платформу обратной связи поступило около 73 тыс. обращений жителей, из них более 82% (60,9 тысяч) поступали и отрабатывались на пиках волн коронавирусной инфекции. Благодаря совместной работе ЦУР и органов власти на 30% сократилось среднее время реакции на сообщения граждан.
Как функционирует ЦУР? Платформа управления регионом связала более 20 информационных систем нескольких региональных ведомств. Объединила данные по реализации национальных проектов, обращениям жителей, экономическому развитию, сообщениям из СМИ и соцсетей, «Госуслугам», транспорту, дорожному хозяйству, ЖКХ и т.д. Локальные сервисы собирают данные разных отраслей, помогают выявить самые острые вопросы, менять подходы в организации разных участников процесса. На основе данных можно создавать дорожные карты или планы повышения эффективности. На платформе удобно ставить задачи и отслеживать их исполнение. Администрация быстро получает информацию о городских проблемах. Можно быстро распределить задачи тем ведомствам, которые должны ими заниматься. Работу контролируют губернатор, руководители ведомств и сами жители.
Время для СМУТ
Ещё одна фишка Мурманской области: региональная система мониторинга уборки территорий (СМУТ). Это принципиально новый подход к контролю качества уборки. Она позволяет оптимизировать передвижение техники, усилить контроль исполнения подрядных обязательств, повысить качество эксплуатации системы в целом.
— В 2022 году мы продолжали модернизировать СМУТ Мурманской области, которая надеемся, отлично покажет себя этой зимой, — комментирует Александра Никипелова.
СМУТ основательно обновили. Самыми значительными из 23 нововведений отмечены новые возможности диспетчеризации транспортных средств, обновления структуры планирования и закрытия заданий. Кроме того, расширен функционал выгрузки отчетов. За период промышленной эксплуатации системы создано и автоматически проверено более 77 тыс. заданий на уборку и содержание дорог. Как отмечают в Министерстве цифрового развития, система успешно зарекомендовала себя в прошлом сезоне. Количество жалоб на уборку дорог зимой, поступающих от жителей региона, значительно сократилось — на 10% по сравнению с предыдущим периодом 2020-2021 годов. «Мы продолжаем делать систему простой и понятной для специалистов, чтобы они могли оперативно реагировать на сообщения жителей региона. Например, теперь задание в СМУТ можно сформировать сразу из жалобы, поступившей с портала «Наш Север». Кроме того, система подсветила, насколько различны наименования одних и тех же работ в контрактах у подрядчиков, которые осуществляют уборку, поэтому для них был разработан унифицированный справочник «Виды работ». Он поможет привести контракты к единообразию и структурированно формировать отчетность для руководителей», — констатировала Александра Никипелова.
Наблюдать, как выполняют свою работу более 700 единиц техники, может каждый житель Мурманской области. Все перемещения отображаются на интерактивной карте.
Эффективное партнерство
В арктической зоне России необходимо обеспечение качественной связи и высокоскоростным интернетом. Задача обеспечить надёжную связь для жителей не является простой, это огромные расстояния. Но с ней успешно справляется «Ростелеком». В конце прошлого года губернатор Мурманской области Андрей Чибис и президент «Ростелекома» Михаил Осеевский подписали соглашение об участии компании в цифровизации ресурсоснабжающих предприятий региона. Тогда стороны выразили намерение сотрудничать в области комплексной цифровизации технологических процессов предприятий водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В этом году «Ростелеком» реализовал пилотный проект по подключению образовательных учреждений региона к единой системе контроля безопасности. Она была внедрена в 11 школах. Предложенное компанией современное комплексное решение объединяет в себе систему контроля и учета доступа, сервис облачного видеонаблюдения и модули видеоаналитики, позволяющие, например, обнаруживать оставленные предметы, распознавать номера машин и даже анализировать поведение людей. «Ростелеком» также установил в образовательных учреждениях всё необходимое оборудование: пропускные турникеты, считыватели бесконтактных карт, внутренние и наружные камеры наблюдения и т.д.
Система безопасности обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения в учебные заведения посторонних лиц и позволяет осуществлять эффективный видеоконтроль за всеми локациями, в которых установлены камеры (входы и выходы из учебного заведения, основные лестничные пролеты и коридоры, холл первого этажа, раздевалка, столовая и т.д.). Все оповещения в режиме реального времени поступают в единый центр уведомлений, доступ к которому есть у охраны или уполномоченных лиц.
Ранее компания совместно с Министерством цифрового развития области развернула сеть Wi-Fi в центре столицы Заполярья. За месяц работы городской беспроводной сети общее количество подключений превысило 6 тысяч. Для обеспечения единой зоны покрытия в популярных местах отдыха — на площади Пять углов, в центральном сквере и на улице Воровского — связисты смонтировали двадцать точек Wi-Fi-доступа. Каждая из них имеет радиус действия 100 метров. Пропускная способность канала передачи данных до 100 Мбит/с обеспечивает пользователям комфортную скорость доступа в интернет даже при большом количестве одновременных подключений. Для выхода в интернет нужен лишь смартфон, планшет или другое устройство с возможностью присоединения к Wi-Fi. Сеть защищена паролем, авторизоваться можно любым удобным способом: по звонку, с помощью SMS или через Госуслуги. Точки оснащены системой фильтрации контента, а информация хранится в защищенных центрах обработки данных «Ростелекома».
А еще «Ростелеком» построил оптическую сеть в поселке Териберка на берегу Баренцева моря. Для реализации проекта специалисты компании проложили 120 км магистральной оптоволоконной линии связи от поселка Североморск-3. Выполненная работа позволила обеспечить около 400 домохозяйств возможностью пользоваться современными цифровыми услугами провайдера. Пользователям доступны интернет со скоростью передачи данных до 300 Мбит/с, видеосервис Wink, объединяющий преимущества интерактивного телевидения и онлайн-кинотеатра, сервисы умного дома, позволяющие повысить уровень комфорта жителей села.
Для обеспечения безопасности местных жителей и туристов «Ростелеком» также организовал в Териберке видеонаблюдение. Система визуального контроля охватывает остановку общественного транспорта, дорогу к «пляжу больших камней» и водопаду, школу, детский сад, песчаный пляж в Старой Териберке. Для удобства отдыхающих около песчаного пляжа организована зона бесплатного Wi-Fi. Кстати, самая северная в мире.
Опыт взаимодействия компании и региона — пример эффективного сотрудничества в реализации задач по внедрению цифры, который необходимо масштабировать на другие территории.
Автор: Артем Коваленко
#ростелеком #мурманск