Вместе с магазином MuzMsk вспоминаем историю одной шутки, которая перепугала британскую публику и вызвала настоящий фурор.
Сейчас классика для нас - нечто далёкое, скучное и непонятное. Но композиторы-классики были такими же живыми людьми, как мы с вами, и тоже умели как следует пошутить.
Например, Йозеф Гайдн (1732-1809). Он вошёл в историю как один из крупнейших композиторов своего времени наряду с Моцартом и Бетховеном. Эту замечательную троицу ещё именуют венскими классиками.
Гайдн прожил долгую для того времени жизнь - 77 лет, и почти тридцать лет провёл на службе у князей Эстерхази. Будучи придворным музыкантом Гайдн создал невероятное количество симфоний, опер, месс, концертов и прочих произведений для развлечения публики.
Конечно, участь наёмного музыканта не подразумевала творческой свободы. Гайдн вынужден был писать лишь то, что хотели слышать и слушать. Хотя и слушать-то, мягко говоря, не умели.
Под музыку придворные дамы и господа предпочитали скорее... спать. Или есть. Или и то, и другое. Разглядывали наряды друг дружки, обсуждали последние новости и сплетни. Но чаще дремали после сытного ужина.
И в это время придворный композитор, возведя уставший взор к небесам, дирижировал своим новым произведением, которое волновало публику примерно так же, как и погода.
Гайдну было почти семьдесят, когда его освободили от должности придворного музыканта. Композитору назначили хорошую пенсию, чтобы он, ни в чём себе не отказывая, отправился на заслуженный отдых.
Но душа композитора требовала искусства. Получив полную творческую свободу, Гайдн, наконец, смог писать то, что хотел сам.
По приглашению известного скрипача и импресарио Иоганна Саломона семидесятилетний композитор отправился покорять Лондон и чинную британскую публику.
В Англии Гайдна ждал тёплый приём. Залы были переполнены, публика ломилась на концерты именитого композитора, чтобы услышать его музыку и увидеть лично.
Так начался британский период в жизни композитора. Для английской публики Йозеф Гайдн создал двенадцать лучших своих симфоний, которые впоследствии стали называть "Лондонскими симфониями".
Одну из этих симфоний, под номером 94, сразу после премьеры стали называть "Сюрприз". Она стала одним из самых известных и исполняемых произведений композитора при его жизни и вплоть до наших дней. Потому что эта симфония - самая настоящая шутка.
Как говорилось выше, публика в то время не считала нужным вслушиваться в музыку и вообще воспринимать её всерьёз. Поход на концерт был скорее поводом для выхода в свет и считался, скажем так, продолжением банкета. Гайдн, зная, что многие предпочитают спать, болтать или сплетничать на концертах, решил слушателей как следует проучить и привлечь их внимание к музыке.
Классическая симфония состоит из четырёх частей. Первая и четвёртая части пишутся в строго определённой форме, которая называется сонатно-симфоническая форма. А требования ко второй и третьей части гораздо мягче - тут уже предоставляется воля фантазии композитора. Главное, чтобы они были контрастны: одна быстрая, другая медленная.
Именно во вторую часть симфонии номер 94 Гайдн и спрятал "сюрприз".
Музыка второй части начинается неприхотливой песенной мелодией, которую играют струнные инструменты. Она звучит два раза: один раз тихо, а второй раз - еле слышно. Благодаря этому обманному ходу слушатель расслабляется, его внимание рассеивается. Знатные господа и дамы широко зевают, перешёптываются, рассматривают друг дружку, сплетничают, как вдруг...
После тишайшего повторения мелодии весь оркестр вместе с дирижёром как с цепи срываются и со всей силы на полную мощь играют громкий и резкий аккорд, дополненный крепким ударом литавр. А сразу после этого тихая и беззаботная музыка продолжается как ни в чём не бывало.
Что началось на премьере симфонии! Мало того, что публика ожидаемо проснулась, так несколько человек вскрикнуло, а одна дама, если верить слухам, упала в обморок.
Симфония произвела настоящий фурор. Её исполнили множество раз - и всегда с колоссальным успехом. А главное - Гайдну удалось добиться, чтобы музыку на концертах слушали. А симфонию "Сюрприз" слушали буквально затаив дыхание: всё ждали, где же композитор запрятал эту шутку? Когда прозвучит внезапный аккорд?
Это, конечно, не первый случай, когда Гайдн благодаря богатой фантазии и композиторскому таланту добивался своих целей.
Однажды, ещё находясь на службе у Эстерхази, Гайдн написал симфонию, которую впоследствии назвали "Прощальная". Эта симфония стала своеобразным ответом на отношение к придворным музыкантам: им не доплачивали жалованье и не давали отпуск.
"Прощальная симфония" исполняется при свечах, закрепленных у нотных пюпитров. А после финальной четвёртой части вдруг начинает звучать медленная и спокойная пятая часть. И прямо во время исполнения пятой части музыканты по очереди перестают играть, собирают свои вещи, гасят свечи и уходят со сцены.
Сначала замолкают духовые инструменты, потом по очереди - контрабасы, виолончели, альты... в конце остаются лишь две скрипки, которые тихонько доигрывают мелодию, также гасят свечи и покидают сцену.
Князь Эстерхази уловил и оценил тонкий намёк Гайдна и... удовлетворил требования музыкантов. Теперь им и платили больше, и выходные давали.
К счастью, в наши дни не обязательно собирать целый оркестр, чтобы разбудить заскучавшую публику во время исполнения вашей любимой песни в караоке. Достаточно просто на секунду выкрутить громкость на полную мощность - и вам обеспечены внимание и полноценная эмоциональная реакция. :-)
А если вы ещё не собрали себе систему для караоке, это уже сделали за вас и для вас. В нашем магазине можно приобрести уникальный MADMIC K-88 - это bluetooth-колонка, сабвуфер и два микрофона, которые уже готовы для полноценной работы караоке и идут в одном комплекте.