Найти тему
PrimaMedia.ru

Алексей Маслов: В Азии не сидят и не ждут, когда Россия придёт и облагодетельствует их

О восточном векторе России, Китае, роли Дальнего Востока, нюансах азиатской психологии, специфике переговорного процесса, об ошибках, допускаемых российской стороной, и о многом другом в большом эксклюзивном интервью с Алексеем Масловым, директором Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, лектором Школы востоковедения НИУ ВШЭ, ИА PrimaMedia.

Интервьюер: Антон Ефимов

— Алексей Александрович, о восточном векторе говорят так много, что складывается ощущение, что весь Азиатско-Тихоокеанский регион только сидит и ждёт, когда Россия придёт к ним.

— И облагодетельствует их. Конечно, нет. И многие аспекты того, что называется "разворот на восток" — кажутся оскорбительными для самого востока. Если мы к ним теперь разворачиваемся лицом, как же раньше мы к ним стояли? И, в общем, это же наши проблемы. Нам кажется, что разворот на восток — это наш большой прорыв. Но для Китая, для Индии — это вопрос: а что было до этого? И что было неправильно. И если это просто вопрос торговли, то здесь не надо разворачиваться. Торговля просто показывает экономический потенциал стран. Если у вас есть товар, вы мне продаёте, если нет, то не продаёте. И с США Китай торгует намного больше. Больше чем на 800 млрд долларов торгуют. И не являются друзьями. Мы в лучшем случае в этом году выйдем на 185 млрд долларов. Это хорошо. Но несопоставимо с США. Значит, дело не в этом. И мы сейчас наконец-то начали искать точки соприкосновения за пределами чистой экономики.

— А что это за точки соприкосновения с Китаем?

— А есть ли у нас вообще какие-то общие идеалы? Вот мы уважаем и любим одно и то же или нет? А к жизни человека мы одинаково относимся или нет? А к истории нашей, к природе власти и так далее. Конечно, русский человек или российская культура или наши инвестиции в Китае не являются той темой, о которой все думают. Россия для Китая — это вопрос 15-й, 20-й. Китай сильнейшим образом привязан финансово к США, он привязан и технологически. Он не привязан к России технологически. Слой людей, которые интересуются Россией по-настоящему — очень узок в Китае.