Найти в Дзене

Русская деревня для городской жительницы романтика или испытание бытом.

Пост Жанны После моего рассказа о деревенском доме, о том, как мы его обустроили, после мини-фильма с мгновениями нашей жизни, я получила много красивых, добрых комментариев, слова восхищения местными красотами и деревенской романтикой... Топится печь, какао красиво льётся в чашку, на ногах шерстяные носки, рядом скрутилась Ассала, "Чиж и Со" поют уютную песню... Это все правда. Но за кадром остаются 5 километров пешком в одну сторону, чтобы купить пачку какао, остаётся запах Ассалы, которая ежедневно ест конский навоз в качестве витаминов, остаются долгие минуты попыток растопить печь. Это вообще моя боль. Бывает - "раз" - и сложенный "домик" из палочек, веточек, коры и бумажек разгорается в миг, ещё пара крупных веток - и вот уже бьётся жаркое сердце печи. А иногда я прикладываю все силы, эмоции и хитрости, чтобы занялись эти мелкие грустные палочки, чтобы тепло хлынуло в руки, чтобы, наконец, печь грела меня, а не я её. Но все безрезультатно. Затухают только занявшиеся веточки, мо

Пост Жанны

После моего рассказа о деревенском доме, о том, как мы его обустроили, после мини-фильма с мгновениями нашей жизни, я получила много красивых, добрых комментариев, слова восхищения местными красотами и деревенской романтикой...

Топится печь, какао красиво льётся в чашку, на ногах шерстяные носки, рядом скрутилась Ассала, "Чиж и Со" поют уютную песню... Это все правда. Но за кадром остаются 5 километров пешком в одну сторону, чтобы купить пачку какао, остаётся запах Ассалы, которая ежедневно ест конский навоз в качестве витаминов, остаются долгие минуты попыток растопить печь. Это вообще моя боль. Бывает - "раз" - и сложенный "домик" из палочек, веточек, коры и бумажек разгорается в миг, ещё пара крупных веток - и вот уже бьётся жаркое сердце печи. А иногда я прикладываю все силы, эмоции и хитрости, чтобы занялись эти мелкие грустные палочки, чтобы тепло хлынуло в руки, чтобы, наконец, печь грела меня, а не я её. Но все безрезультатно. Затухают только занявшиеся веточки, мои глаза и настроение. Холод окутывает, начинает волноваться и мочевой пузырь - требует отправиться на улицу, в темноту на холод; еда все ещё не готова, и душит жаба, что совсем недавно именовалась уверенностью в себе: "Ведь я умею топить печь! Как так?!"

А Костя тем временем 3 часа подряд колет дрова, таскает вручную около 20 вёдер ледяной воды в баню с реки и топит ещё более трудную в управлении банную печь.

Трудно. Интересно. Романтично?

Я сама кайфую от волшебных мгновений соединения красоты и уюта, звука и запаха, словно передающих сквозь картинку ощущения. Ну и, конечно, делая видео, я специально подбираю красивые кадры, те, что меня вдохновляют, те мгновения, что влюбляют в себя без остатка.

И все же хочу в этот раз осветить изнаночную сторону романтики - реальные трудности, с которыми изо дня в день живёт (в общем-то их не замечая, ибо они и есть жизнь) обычный житель деревни, те аспекты быта, с которыми столкнулись мы; и поднять самый главный вопрос: "зачем?"

Сегодня смотрели выпуск Такера Карлсона. И вот он восклицает: "Что это за страна, где у жителей нет ни горячей воды, ни отопления?!"

Это он про Соединенные Штаты, кстати...

И вот сидим мы с Костей на кухне, перед окном, за которымм -41', едим гречку, приготовленную на печи, которую мы топили дровами, и смотрим новости, потому что наши телефоны всего за 450 р в месяц выдают высокоскоростной интернет. У нас нет водопровода, горячей воды (только 2 раза в неделю в бане), нет постоянного электричества и никакого отопления, кроме печного. И на ближайшие 500 км во все стороны нет ни газопровода, ни центрального отопления.

И все же в радиусе 500 км во все стороны живут люди: живут уже сотни лет, ходят в школу и на работу, из поколения в поколение модернизируют свои дома, придумывают, как получить горячую воду, как жить в тепле и комфорте, как иметь все свое, или хотя бы свой минимум натуральных продуктов. Они самостоятельны и сильны. Счастливы? Этот вопрос для будущих постов.

Для жителей далёкой Филадельфии необходимость выбирать между питанием и отоплением может быть фатальной: так они сами говорят. Даже снег в Нью-Йорке уже повергает жителей в панику и заставляет закупаться едой и прятаться дома.

Годы и десятилетия упитанной жизни в комфорте ослабляют людей. В ситуации выживания такой человек кажется беспомощным. Я говорю не столько о навыках выживания в лесу среди диких зверей, без воды и еды - это особые умения, которые, будем надеяться, не понадобятся нам. Но о выживании в условиях минимального быта: без горячей воды, газа, электричества, магазина в пешей доступности, тёплой уборной.

Для любого человека главная ценность - время. Но вот инструменты разные. Для городского жителя основной инструмент - деньги. Человек в городе привыкает, что все неудобства можно обойти за плату: вместо уличного туалета - био-туалет, вместо рукомойника на улице, бойлер, центральное водоснабжение и канализация в ближайшую речку, вместо печки - микроволновка, вместо дома - квартира, вместо плацкарта - сапсан. Так произошел технологический скачок: люди перебрались из деревень в города, устроились на работу, уменьшили семьи, чтобы вместиться в квартиры и обеспечить детей образованием. Это называется технологическая революция.

Кажется даже, что время жизни - здоровье - можно теперь купить за деньги...

В городе скорость решает: можно быстро купить необходимое в магазине, вызвать скорую помощь, потребовать срочного ремонта. Город накручивает гонку: на деньги покупают время, чтобы заработать больше денег, чтобы их потратить на больший комфорт и скорость, чтобы...и так без конца. В этой гонке часто теряется её смысл и понимание ценности того, ради чего все затевалось. Это приводит к стрессам, депрессиям, кризисам.

Помню, ещё когда мама только начинала работать в сфере восстановительной медицины, она говорила о том, как важна активность для человека, как полезен для здоровья труд. Так, несмотря на более высокий уровень амбулаторной медицины в городе по сравнению с деревней, пожилые люди в деревне в среднем гораздо дольше остаются сохранными, как физически, так и ментально. Необходимость обеспечивать бытовые нужды делами на свежем воздухе и даже минимальным движением, наличие цели (вырастить урожай, накрутить огурцов, отопить дом и т.п.) стимулирует организм дольше оставаться функциональным. Комфорт же расслабляет нас, людей, делает вялыми и болезненными. Все чаще на приём к ней приходят молодые люди - мужчины и женщины 30+ с жалобами на боли в спине, в коленях, головные боли, на слабость, усталость, апатию. Получается, что это цена комфорта...

В условиях деревни каждое мгновение удобства приобретает ценность, ведь за него приходится расплачиваться не деньгами, а собственным трудом. Это и есть основной инструмент деревенского жителя. Деньги тоже применяются. Но деревенский житель понимает, что нужно уметь и без них, ведь времена бывают разные.

Так, чтобы добыть горячей воды для умывания, нужно спилить дерево или найти упавшее, порубить его на веточки и дрова, принести, высушить, затопить печь, принести воды, дождаться, пока вода согреется.

Деревенский житель смекалист, немного медлителен. Деревенский житель размышляет, он ищет пути, как бы сэкономить: получить максимум пользы при минимуме затрат сил и времени. Будет ждать морозов, чтобы поколоть дрова - разлетаются на раз-два, оставит ведро с водой с вечера на печи, чтобы утром иметь теплую воду для умывания, будет долго трудиться над солёными огурцами и квашеной капустой, зато на всю зиму обеспечен витаминами и независим от магазина. На что тратит время деревенский житель? Есть ли оно у него?

Помню в Дахабе на меня произвели впечатление бедуины, отцы семейств. В разговорах, в делах, в мыслях они никуда не торопятся, словно им известен секрет времени, словно это не время отчитывает песчинки секунд, отведённых им жизней, а они - отдают дань каждой минуте, уходящей в прошлое и полагаются в подсчёте времени лишь на Аллаха.

Мне кажется, что отношение деревенского жителя к времени сродни отношению ко времени у бедуина. Думаю, в этом сильно влияние старообрядчества. Богом положен чёткий порядок жизни человеческой, работ, быта. Человек должен жить в согласии с окружающим миром, с самим собой, с Богом. А значит нет смысла торопиться, избегать труда, нет цели добавить себе часов на земле, есть смысл - прожить свою жизнь достойно, с Богом в сердце, воспитать хорошо детей.

Деревенский житель трудится по дому, воспитывает детей; ходит на работу и в гости, пьёт чай, делает заготовки, ездит в село за покупками; ремонтирует дом, помогает соседям; посещает концерты и встречи в доме культуры, без конца постит картинки в деревенском вотсап-чате; вырезает, шьет, вяжет или гонит; может быть, пьет или гуляет; пасет и доит; деревенский житель редко болеет, а если болеет, то предпочитает лечиться сам, ведь доктор только по экстренному вызову.

Это деревенская романтика. Такая, какая есть. Многогранная, без прекрас.

Есть в моем окружении люди, которым непонятно, почему мы никак не осядем, почему сейчас живем в доме без электричества и выходим в туалет на улицу в -41, почему предпочитаем топить печь вместо того, чтобы включать микроволновку.

Я хочу испытывать себя деревенским бытом, чтобы лучше себя узнать, чтобы понимать ценность труда, ценность времени, ценность взаимопомощи; чтобы ярче чувствовать свое место в мире; чтобы жить со смыслом; и я вижу в этом красоту и силу, здоровье и радость, а не испытание.

Всем чудесного дня!