Найти тему

Самовоспитание. Как добиться успеха. И получится ли у меня.

Пост Жанны:

В ноябре 2021 года мы с Костей приехали в Дахаб и сразу взялись за дела. На море почти не ходили, зато много писали, разрабатывали и придумывали. Так тогда я прописала курс Школы лидерства для подростков, оформила самозанятость и Юкассу для приема платежей, заполнила страницу в Гурукан, собрала учеников на пробное занятие и группу на декабрь для первого модуля, собрала и оффлайн группу по обучению педагогике, параллельно со всеми группами вела детские праздники и припахивала к этому свою юную педагогическую банду... Ух!

Нужно сказать, что я вообще легко достигаю успеха в деле, которое люблю, и также легко... сбиваюсь с пути. Пропишу себе цель, задачи, берусь на энтузиазме, тружусь, и когда большая часть пути пройдена, могу отвлечься, расслабиться и... потерять все достигнутое.

Зная эту свою проблему, я решила работать над собой, и с момента возвращения в СПБ занялась собственным образованием. Почему же я не продолжила заниматься развитием курсов? Возможно, дело как раз в моей сбивчивости, или в лени, или в стрессе, который испытала при резкой смене локации.

Так или иначе, я сфокусировалась на образовании. Нашла сотни бесплатных курсов от лучших университетов России, получила несколько сертификатов. Стала больше читать. Прошла наполовину большой курс Университета по "Современному образованию"... И мы переехали на Алтай.

Был переезд на Алтай, путешествия, волонтерство в Деревне Fa, походы... И опять я совсем не занималась собой и своими проектами. Зато пахала в огороде, вела чужие детские лагеря, организовывала туры.

"Ну почему же не заняться главным? Тем, что умеешь, тем, что любишь и в чем видишь дальнейшее развитие?" - возможно, скажете вы.

В последние недели октября я откровенно спросила себя: что мне мешает? Почему я не могу долго идти по одному пути, не отвлекаясь на побочные события? Почему не могу выделить главное и стремиться к нему?

Размышления привели меня к следующим ответам:

- для движения к цели мне нужна структура - сама цель и четкие задачи, видение пути;

- мне нужно рабочее пространство и понятный тайминг;

- мне нужно, чтобы что-то или кто-то (должностные обязанности/ответственность за результат/совесть/дедлайн/наставник мешали мне сойти с пути);

- мне нужны яркие промежуточные результаты и ощущение погружения в процесс, понимание ценности процесса для его участников.

Анализируя список, я прихожу к выводу, что в процессе воспитания и образования я не развила в себе определённые умения и качества, отсутствие которых и приводит теперь взрослую меня к последствиям. Среди этих умений и качеств внимательность, сосредоточенность, упорство, целеустремленность, честолюбие, самомотивация.

Также я отметила, что ситуация усугубляется, когда я не чувствую ответственности (перед начальником/проектом/участниками).

Будучи самозанятой, то есть самостоятельно ответственной за свое время, финансы, цели и результаты, я решила, что должна предпринять шаги, которые позволят решить описанные выше задачи, и более того - воспитать в себе то, чего не хватает.

С конца октября я предприняла следующие шаги:

- составила видение и план развития проекта образовательной общины, о которой мечтаю, прописала шаги, которые приведут меня к её созданию и функционированию;

- записалась и начала проходить курс СПбГУ "Эффективные технологии обучения" с целью прокачать собственные навыки и собрать дополнительные материалы для своих курсов;

- каждую лекцию курса я конспектировала, анализировала и затем дополняла материалами из интернета так, будто учусь на первом курсе (я подумала, что в потоке информации мы теряем навыки обучения и вычленения информации, и потому решила их активизировать);

- провела анализ педагогических систем и психологических теорий, на основе которых хочу строить педагогический подход и сформировала принципы и ценности, на которых хочу создавать общину;

- составила список книг, которые считаю нужным прочитать, скачала и двигаюсь по списку;

- в процессе чтения обсуждаю книги с мамой, Костей (иногда насильно), ввожу мысли в свои посты;

- начала новую серию постов и требую от себя её не забрасывать, пишу от 1 до 3 постов в неделю;

- вновь начала вести планирование: поставила цели на месяц и пишу задачи на каждый день недели;

- выделила время на творчество и кулинарию, бытовые дела и прогулки, стараюсь не пропускать зарядку;

- обращаю внимание на соблюдение порядка в вещах и в делах.

Написала, и подумала: "а ничего так!". На самом же деле не все из описанного удаётся легко и просто, иногда я срываюсь, ленюсь и усилием воли возвращаю себя на путь.

Очень важным источником помощи стали для меня курсы СПбГУ. Так у меня появилось понимание того, что движущая сила любого образовательного процесса есть ученик, как работает теория распределенной мотивации и на что должен ориентироваться человек в 21 веке; я начала использовать предложенные и найденные самостоятельно техники работы с вниманием, памятью, методики мышления и анализа информации. Более же всего ценным я считаю именно моё решение сконцентрироваться на получаемый информации, погрузиться в процесс обучения и обсуждать получаемые знания, а не поверхностно наблюдать за ускоренным в 1,5 раза видео и надеяться на память.

Я вернулась к плану своих будущих курсов и анализу уже проведённых. Чему я научилась? Что могу применить? Чего нужно остерегаться?

Как я писала в прошлом посте современная образовательная площадка, на мой взгляд, переживает кризис: пространство заполнено курсами, программами, уроками, результативность же их стремится к нулю. Почему?

На мой взгляд, проблемы следующие:

- создатели курсов достигли определённого уровня и принялись продавать свои знания (повезло, если ведущий действительно разбирается в вопросе, а не просто вешает лапшу на уши); однако важно помнить, что самые продвинутые профессионалы (те, у кого действительно стоит учиться) - это те, кто продолжают учиться и развиваться, не кто гордо говорит: "знаю", а те, кто видит поле "не знаю" и мчится туда на всех парах;

- материал хорош, ведущий молодец, но ученик не может заставить себя заниматься. С этим столкнулись многие мои знакомые на карантине: купили себе курсы йоги, английского, дизайна и it, прошли пару занятий и забросили. Я тоже часто чувствую нехватку мотивации, которой тут же пользуется лень. Гуманность в платном онлайн образовательном процессе приводит к тому, что нет механизмов мотивации ученика. Ученик основывается лишь на самомотивации и жабе, что душит за уже потраченные деньги. Собственно, движущей силой обучения является ученик - если ему не нужно, никому не нужно. И деньги за курс улетают на ветер.

- курсы зачастую предлагают много различных механизмов обучения: видео-уроки, прямые эфиры, зум-конференции, чаты, задания, но не контролируют усвоение и выполнение. У авторов и ведущих курсов чаще всего нет личной заинтересованности в усвоении и воспроизведении учеником материала, результат продавца курса - произведенная оплата. Так в сериале "Друзья" Джо учит французский, слушая аудио-кассету, где после слов "повторите" идут слова "отлично, вы молодец". Результат важен только ученику. И потому формат курса (видео-уроки, задания, чаты поддержки, личные консультации) работают лишь тогда, когда есть мотивация ученика и, как следствие - обратная связь.

- онлайн-курс, который ученик проходит холодными зимними вечерами, сидя один в квартире, менее эффективен, чем занятия в группе. В обучении очень важным фактором является сообщество. Мы привыкли думать, что лишние люди будут отвлекать от темы. Однако суть современного образования состоит как раз в многообразии мнений, разнообразии подходов и обсуждении. У знания как такового больше нет той ценности, что была прежде. Мир так стремительно меняется, что нашим главным инструментом становится общение, умение работать в команде и учиться на ходу. Одинокие вечера перед компьютером не научат этим важнейшим умениям. Поэтому приниматься за онлайн-курс нужно в компании, в команде, чтобы повысить эффективность усвоения и анализа материала.

Собственно, к этим выводам я пришла. И поскольку я стремлюсь быть тем, кто не стоит на месте в своих знаниях и улучшает результат своих действий (будущих курсов, школ, семинаров и общин) приглашаю вас поделиться соображениями о том, что помогает в самовоспитании и какие сильные и слабые стороны в работе с курсами вам известны.