Найти в Дзене
Около Успеха. Slow media

КУДиР ИП на УСН Доходы минус расходы

В статье: что это, зачем нужна, где взять, кому и когда показать? Бонусом - личный опыт о том, как предоставлять по КУДиР информацию о доходах для пособий или иных социальных выплат. Видели фильм “Персонаж”? Там главный герой – налоговый инспектор Гарольд Крик. Ему поручили проверить пекарню. И он полфильма перебирает миллион чеков, сваленных в коробку. (Суть фильма, конечно, не в этом. Он прикольный. Посмотрите, если не видели). Так вот, чтобы такого не было, нужно вести КУДиР – книгу учёта доходов и расходов. Заполнение Книги регламентирует Приказ Минфин России от 22.10.2012 № 135н. Если Вам проще воспринимать информацию, написанную в официальном стиле, то можно вместо моей статьи руководствоваться именно им, ссылка активна. Ведут КУДиР ИП на ЕСХН, ПСН и ОРН. И, конечно же, на УСН в обеих формах. Организации на УСН тоже обязаны это делать. Если Вас напугали эти аббревиатуры, то вот в этой моей статье всё очень доступно и кратко объяснено. Можно заполнять КУДиР как в печатном, так и
Оглавление

В статье: что это, зачем нужна, где взять, кому и когда показать?

Бонусом - личный опыт о том, как предоставлять по КУДиР информацию о доходах для пособий или иных социальных выплат.

Видели фильм “Персонаж”? Там главный герой – налоговый инспектор Гарольд Крик. Ему поручили проверить пекарню. И он полфильма перебирает миллион чеков, сваленных в коробку. (Суть фильма, конечно, не в этом. Он прикольный. Посмотрите, если не видели).

Кадр из фильма "Персонаж". И куууууча чеков =)
Кадр из фильма "Персонаж". И куууууча чеков =)

Так вот, чтобы такого не было, нужно вести КУДиР – книгу учёта доходов и расходов.

Заполнение Книги регламентирует Приказ Минфин России от 22.10.2012 № 135н. Если Вам проще воспринимать информацию, написанную в официальном стиле, то можно вместо моей статьи руководствоваться именно им, ссылка активна.

Ведут КУДиР ИП на ЕСХН, ПСН и ОРН. И, конечно же, на УСН в обеих формах. Организации на УСН тоже обязаны это делать.

Если Вас напугали эти аббревиатуры, то вот в этой моей статье всё очень доступно и кратко объяснено.

Можно заполнять КУДиР как в печатном, так и в электронном формате в специальных сервисах. Но про электронный формат я расскажу в следующей статье, так как там чисто нюансы работы с сервисом, а не с КУДиР (она формируется автоматически).

В данной статье остановимся на печатном варианте.

Книгу можно купить готовую в канцелярских магазинах, как и любой журнал, например, по технике безопасности или первичному инструктажу. А можно скачать пустые бланки, распечатать и сшить. Вот тут лежит бланк в формате Excel.

Вести можно прямо в программе. В бланке возможно увеличить количество строк под доходы и расходы в необходимом Вам количестве. Распечатывать в конце года заполненную Книгу нужно абсолютно всю: все разделы, даже те, которые могут быть в Вашем случае пустые. Никаких степлеров или клея. Распечатанную Книгу обязательно сшить. В этой статье памятка о том, как правильно это сделать, если Вы не сталкивались с процедурой ранее.

Существуют различия в ведении, регистрации и необходимости предоставлении Книги на каждом налоговом режиме. Вот тут останавливалась на каждом.

КУДиР на УСН доходы минус расходы

Я уже рассказывала ранее о том, что мини-производствам весьма выгодно начинать свою деятельность на упрощёнке с учётом расходов.

Книга в этом случае играет очень важную роль - в ней все эти расходы фиксируются и учитываются для исчисления итогового налога. Именно по данным КУДиР Вы заполняете ежегодную 3НДФЛ.

Я думаю, что абсолютно понятно, что в ней Вы записываете расходы, связанные исключительно с производством, с бизнесом: закупка оборудования и материалов, аренда помещений и коммунальные платежи по ним, расходы на доставку и транспортировку, на рекламу и закупку доменных имён и многое-многое другое, в зависимости от выбранной Вами ниши.

Предоставлять КУДиР в налоговую в обязательном порядке не нужно. Но следует это сделать по их запросу. Если при проверке декларации возникнут вопросы, то обосновывать свои ответы Вы будете именно с помощью Книги.

У всех официальных документов есть свой срок обязательного хранения. У КУДиР это 4 года.

КУДиР. Покупной вариант
КУДиР. Покупной вариант

Несколько важных правил:

  1. Книга заводится на каждый год. Если Вы начали деятельность в середине года, то свою первую КУДиР ведёте с начала деятельности до 31 декабря. С нового года - новая Книга.
  2. Все операции записываются в хронологическом порядке. Поэтому лучше не прокрастинировать, а записывать сразу, иначе будет долго и трудно разбираться в этом в конце года. Это не значит, что Вы не можете отразить в расходах потерявшийся когда-то кассовый чек по расходной операции. Но лучше не злоупотреблять.
  3. Всё, что Вы записываете в КУДиР, должно иметь подтверждение первичным документом (кассовый или товарный чек, платежное поручение, УПД и т.д.)
  4. Если Вы зарегистрировали ИП, но дела не вели, Вы все равно обязаны создать и иметь на руках КУДиР, пусть и пустую. А еще заплатить обязательные ежегодные взносы.

Какие разделы заполнять в КУДиР ИП на УСН Доходы минус расходы

I. Титульная страница

Титульная страница КУДиР. Что заполняем
Титульная страница КУДиР. Что заполняем
  1. Год - "23"
  2. Дата - справа три прямоугольника: в первом год в формате "2023", в следующем - "1" (месяц январь), в последнем - "1" (первое число). Дата начала ведения Книги
  3. ФИО индивидуального предпринимателя
  4. по ОКПО. Тут вводим свой код по Классификатору. Если Вы его не знаете, берём, например, вот тут. Вводим свой ИНН - копируем выданный код по ОКПО
  5. ИНН. Тут всё просто. Но если Вы его забыли или потеряли свидетельство, то он есть в регистрационных документах на ИП
  6. Объект налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов"
  7. Адрес ИП - тот адрес, который Вы указывали при регистрации ИП. В большинстве случаев, это Ваша постоянная регистрация
  8. Номера расчётных счетов - в формате "Номер расчётного счёта + полное наименование банка"

Далее в Книге заполняется Раздел 1. Это основной отдел с записями расходов и доходов.

КУДиР. Раздел 1. Основной
КУДиР. Раздел 1. Основной
  1. Столбец "N п/п" - это просто сквозная нумерация Ваших операций (1, 2, 3...)
  2. Дата и номер первичного документа - переписываем данные с чеков, УПД и т.п.
  3. Содержание операции - своими словами, что это за передвижение денег (например, "закупка метизов" или "оплата рекламного кабинета"). Вносим данные по расходам и доходам ровно тогда, когда они произведены
  4. Две последние графы - "Доходы" и "Расходы". Соответственно, суммы по приходу денег - в Доходы (получили оплату за проданный товар или вознаграждение от маркетплейса), а по закупочным операциям - в Расходы (закупили материал или расходники на инструменте).

Основной раздел состоит из 4-х частей, данные в которых отражаются поквартально.

В конце первого квартала есть строчка "Итого за I квартал". Считаем общую сумму доходов и общую сумму расходов по всем внесённым Вами данным.

После второго квартала - две строчки:

"Итого за II квартал" - тут считаем 2 общие суммы только за второй квартал;

"Итого за полугодие" - тут вычисляем общие суммы расходов и доходов за первый и второй квартал.

После третьего квартала считаем суммы расходов и доходов по данному кварталу плюс общие расходы и доходы за 9 месяцев.

После четвертого квартала считаем суммы расходов и доходов по данному кварталу плюс общие расходы и доходы за весь год, за весь налоговый период.

Справка после Основного Раздела

Справку заполняют только по истечении налогового периода.

КУДиР. Справка после Раздела I.
КУДиР. Справка после Раздела I.

Строка 010 - сумма доходов за весь год.

Строка 020 - сумма расходов за весь год.

Строка 030 - эту строчку заполняют те, кто в предыдущем году заплатил не реальный налог, а минимальный. На разницу между реальным и минимальным налогом можно уменьшить налоговую базу в текущем периоде (про минимальный налог в 1% можно прочитать вот в этой статье). Эта строчка может быть пустой.

Строка 040 - пояснения даны рядом: 010 минус 020 минус 030.

Строка 041 - пояснения даны рядом: 020 плюс 030 минус 010.

Раздел II

Раздел II КУДиР
Раздел II КУДиР

Как может показаться с самого начала, в этом разделе указывается приобретённое оборудование, но не всё так просто.

Если Вы ИП на УСН без покупок зданий, автомобилей и многомиллионого оборудования, то все свои затраты на приобретение инструмента и станков Вы спокойно можете вносить данными в Раздел I КУДиР.

Раздел II о полностью оплаченных, введённых в эксплуатацию Основных средствах, по которым поданы документы на государственную регистрацию. А также по имеющимся Основным средствам при переходе с другого режима налогообложения на УСН.

Естественно, в данном Разделе возможно учесть только те ОС, которые используются в предпринимательской деятельности.

Данных по заполнению этого раздела много. Личного опыта за 4 года заполнения КУДиР у меня нет. Все наши расходы на открытие с закупкой оборудования, арендой помещения и т.п. аккуратно уместились в Основной Раздел. Но если кому-то нужна будет читабельная информация, я разберусь досконально и дополню статью, маякните.

Раздел III

Он также, как и II Раздел, часто остаётся пустой. Это прекрасно! Значит, Вы работаете, как минимум, в ноль 😜

КУДиР. Раздел III. Убытки
КУДиР. Раздел III. Убытки

В третьем Разделе Вы вправе отразить убытки, если таковые были, за последние 10 лет предпринимательской деятельности. В соответствующих строчках 020-110.

💼 Мы зарегистрировали ИП и начали закупать оборудование в ноябре 2019 года. Соответственно ни о каком доходе за 1,5 месяца нашего существования в формате мастерской и речи быть не могло. А затраты были огромные. Поэтому расходы в 2019 году превратились в убытки в КУДиР 2020-ого года.

Строка 120 в Разделе III - это строка 040 из Основного Раздела.

Строка 130 - сумма, на которую будет уменьшена налоговая база (вся сумма убытков или часть от неё, а на оставшуюся сумму убытков уменьшить налоговую базу в следующем году).

Строка 140 - это сумма убытков за текущий налоговый период (за год, по которому велась КУДиР).

Строка 150 - сумма убытков за текущий год + не использованный в данном году остаток убытков от прошлых периодов.

Строки 160-250 - расписываем, когда эти убытки (из строки 150) возникли.

Важный нюанс, о котором часто гуглят - куда пишем сумму обязательных страховых взносов?

На УСН Доходы минус расходы на сумму ежегодных обязательных взносов (в 2022 году это 43 211 рублей) можно уменьшить саму налоговую базу. То есть в тот момент, когда Вы оплачиваете взносы, тогда и делаете соответствующую запись в Основном разделе в графу "Расходы".

💼 Многие оплачивают частями в течение года. Я оплачиваю эту сумму полностью в конце года - поэтому вношу одну единственную запись.

Раздел IV и V у ИП на УСН Дмр всегда остаются не заполненными.

💼 О подтверждении дохода для пособий и других соцвыплат.

Вопросов всегда больше, чем ответов...
После начала ведения деятельности мастерской, возникла необходимость подтверждать свои доходы при подаче документов в МФЦ и Соцзащиту.

Мы работаем в два лица и четыре руки. Муж - ИП, я работаю за "спасибо". Но я официально до сих пор в отпуске по уходу за ребёнком, и параллельно я открыла самозанятость. Изначально мне это нужно было для участия в Федеральном проекте "Содействие занятости" (если кому станет интересно про бесплатное обучение от государства, напишу отдельно. Спойлер: для меня было больше плюсов, чем минусов). Соответственно, на себя я с работы запрашивала справку с "0"-ыми доходами плюс формировала справку в приложении для самозанятых "Мой налог".

Как подтвердить доходы мастерской, когда "мастерская" - это 1 ИП?

Все объяснения есть в Приказах и письмах с пояснениями Минфина. Все они отрыты, изучены. Суть: на нашем режиме - УСН Доходы минус расходы - официальным подтверждением доходов является 3НДФЛ и/или КУДиР в зависимости от сроков, по которым нужно отчитаться. Декларацию же подаёшь по истечении налогового периода. А вовремя заполняемая КУДиР - это подтверждение доходов здесь и сейчас.

Например, в ноябре я подавала документы на субсидию по ЖКУ. Необходимо было предоставить данные по доходам за ноябрь 2021 - апрель 2022. За ноябрь и декабрь - я приложила от ИП заверенную налоговой 3НДФЛ (целиком, естественно), а за месяцы этого года - распечатала Титул и Основной Раздел КУДиР ровно до конца апреля. Но этого мало - по КУДиР еще нужно посчитать две суммы: общий доход и общий расход. Никто ничего сам считать за Вас не будет.

А так как официальным доходом ИП на УСН Дмр, который участвует в исчислении общего дохода семьи, согласно данным Минфина признается величина доходов, уменьшенная на величину расходов, то я еще по подсчитанным суммам из КУДиР делала справку в свободной форме с указанием посчитанных сумм с живой подписью мужа и печатью мастерской.

Вся необходимая информация зафиксирована на страничке А4, которую я прикладываю к каждому пакету документов на каждое подаваемое пособие. Я её распечатываю, датирую и подписываю в момент подачи документов. Закинула её себе на Ядиск, пользуйтесь, кому актуально.

Всё это добыто опытным путём за несколько разных походов в госинстанции, за несколько отказов и редактур. Сейчас это в той форме, в которой работает.

Если у Вас после прочтения остались вопросы и недопонимание, я с радостью отвечу. А если и я не знаю, будем разбираться вместе и делать официальные запросы в налоговую и Минфин.

Облако адекватности
Облако адекватности

П.С. Следующая статья планируется по приложениям и программам, которые облегчают жизнь ИП'ника. О бесплатных. Ну, и об очень дешёвых.