Найти тему
ВСЁ O СЫЗРАНИ

История становления и развития школы №8 – средней школы с преподаванием ряда предметов на английском языке – гимназии г. Сызрани

(в кратком изложении)

Автор: Дьяченко Маргарита Борисовна, ветеран труда, краевед

Школа № 8 в 1938-1950-е гг.

В 1937 году в СССР было введено семилетнее образование. В августе 1938 года в Сызрани построили новое здание на улице Рабочей, в котором и была открыта школа № 8 - школа семилетка. Тогда обязательным было только четырёхлетнее образование, и новая школа показала, что в стране начался переход ко всеобщему семилетнему. Первым директором был А.П. Крантовский.

В годы Великой Отечественной войны занятия проходили в здании школы № 4, расположенной на улице Комсомольской. А новое здание было переоборудовано под госпиталь. В конце 1941 года директором стала В.М. Алексеева.

В начале 50-х годов школа стала средней, десятилеткой. Тогда практиковали раздельное обучение девочек и мальчиков. Школа № 8 была женской. С 1949 года в СССР было введено обязательное 7-летнее обучение, а учёбу в 8-10 классах оплачивала семья. Интересно, что уже тогда в школе преподавали такие предметы, как логика и психология, как и в будущем, в гимназии в 90-е годы. Коллектив учителей и учащихся успешно трудился, и в 1950 году школа заняла I место в городе по итогам успеваемости.

В 1953 году приказом городского отдела народного образования директором школы № 8 был назначен Голубев Владимир Николаевич (директор в 1953-1968 гг.). В процесс обучения стали внедряться современные методы и технические средства. Обновилась материальная база, вокруг нового директора сплотился коллектив учителей. В 50-е г. в школе имелся серьезный потенциал, который позволил перейти к работе по программе школы с преподаванием ряда предметов на английском языке.

Красный Октябрь. 1963 г.
Красный Октябрь. 1963 г.

Основание и становление «английской школы» в 1960-е гг.

1960-е годы открыли новый этап в истории школы. В 1962/63 учебном году в ней ввели преподавание ряда предметов на английском языке. В городе школу стали называть «английской». Это была первая подобная школа в Куйбышевской области, одна из первых в стране.

2 сентября 1963 года состоялась торжественная линейка, посвящённая открытию нового здания школы по ул. Кирова, 96, где и сейчас находится гимназия. Оно было самым современным школьным зданием в городе в то время, и построено оно было за рекордно короткий срок – 6 месяцев. Сами учащиеся помогали строителям.

Под руководством директора В. Н. Голубева проходило становление школы как одного из лучших учебных заведений города.

На учебных занятиях широко применялись передовые по тем временам технические средства обучения – магнитофоны, проигрыватели и пластинки, работал радиоузел на 50 точек. Впервые был создан кабинет английского языка, оснащённый всеми необходимыми пособиями.

Появились первые традиции. Во-первых, это ежедневные линейки, физкультминутки и утренняя зарядка на английском языке. Во-вторых, родилась традиция, получившая название «English Speaking Day»: ученикам один день в неделю предписывалось говорить только по-английски, учителям английского языка по-английски говорить всегда, а учителям других предметов здороваться и прощаться также только на английском языке.

Были заложены и традиции внеклассной работы на английском языке. Первой новой формой стал English Club - «Английский клуб» с несколькими секциями по интересам. Был организован «Scotland choir» - «Шотландский хор», в котором учащиеся под руководством учителя Макаровой Анны Дмитриевны дружно пели английские и американские песни.

В 60-е годы родилась одна из самых замечательных традиций – школьный туризм. У его истоков стояли замечательные педагоги: В.Н. Голубев и учитель географии Н.Н.Терехова. Туристом тогда был каждый: от директора школы до младшего школьника. В многодневных походах школьники изучали его историю и особенности природы родного края, а в городских туристических слётах, проводимых по инициативе В.Н. Голубева, неизменно занимали призовые, часто именно первые места.

Учителя английского языка в условиях отсутствия на первых порах специальных учебников для английских школ разрабатывали уникальные учебные материалы, апробировали их на своих уроках, перенимали лучшее через взаимные посещения уроков. Настоящими «учителями учителей» были первые завучи Балахнёва Галина Степановна и Стеколь Геня Моисеевна, руководившие методическим объединением для «англичан» - Faculty. Уровень преподавания по всем предметам в школе № 8 был одним из самых высоких в городе. Об этом свидетельствует результативность работы учителей и учащихся. Например, в 1968 году состоялся первый выпуск школы как школы английской, ставший поистине блестящим: 5 учащихся получили золотые медали и 7 – серебряные.

В 1960-е гг. были заложены крепкие традиции, и определился неформальный статус школы как маяка в системе образования города.

Средняя школа № 8 – английская школа - в 1970- середине 1990-х гг.

Директором школы в 1968-1977 гг. работала Валентина Васильевна Васильченко. С большим вниманием относясь к передовым начинаниям педагогов, Васильченко В. В. в то же время бережно соблюдала традиции школы, которые крепли и развивались. Это способствовало сплочению коллектива учителей и учащихся, установлению благоприятного климата для учебы и творчества, для дружбы и сотрудничества.

В 70-е годы укрепилась материальная база школы. На спортивной площадке установили новые снаряды, во многом благодаря помощи родителей и энтузиазму учителя физкультуры Николая Фёдоровича Свинцова. В учебных классах появились новые наглядные пособия. 1970-е годы – это время внедрения в организацию учебного процесса кабинетной системы преподавания. Много труда и любви вложили администрация и учителя в создание кабинетов математики, русского языка и литературы, истории, физики, химии и др. Появилось два лингафонных кабинета, которые были вообще первыми в городе. Всему городу был известен краеведческий музей, созданный учащимися под руководством Натальи Николаевны Тереховой, заслуженного учителя СССР, почетного гражданином г. Сызрани. Экспонатами музея стали привезенные из походов природные материалы, интересные геологические породы, гербарии, карты маршрутов, описание природных объектов, а также дневники, содержащие исторический краеведческий материал, записи бесед с жителями тех деревень, где проходил походы школьников, которые были свидетелями и участниками гражданской войны. Оформлением исторических материалов руководил учитель истории, бывший фронтовик Мартынов Виктор Максимович.

Интересной формой учебной работы в рамках изучения английского языка стали уроки-соревнования (competition-lessons), проводившиеся между группами параллельных классов один раз в четверть. На таких увлекательных уроках, выполняя задания самых разных типов, учащиеся в занимательной форме демонстрировали знания, полученные за определенной период. Безусловно, это способствовало формированию у них высокой мотивации к дальнейшему изучению предмета.

Сложилась любимая всеми традиция проводить декаду английского языка, центральным событием которой становились Фестиваль английской песни (Song Festival) или постановки спектаклей на английском языке (Drama Show»). Эти события чередовались через год. Это было коллективное творчество учащихся и учителей под руководством завуча по английскому языку Гени Моисеевны Стеколь. Предметные декады проходили по разным предметам и всегда в новой, оригинальной форме.

В 1970-80-е годы активно работал клуб интернациональной дружбы имени Гертруды и Мартина Каспар, немецких борцов с фашизмом, бывших узников концлагеря «Бухенвальд». В клубе работала секция переписки с детьми из других стран; ежегодно проводились форумы КИДа; митинги, посвященные борьбе за мир. КИДовцы изучали деятельность подпольной организации узников концлагеря Бухенвальд в годы II мировой войны, переписывались и встречались с некоторыми из них. Частым гостем в Клубе был сызранец Павел Николаевич Лысенко, который и познакомил ребят Каспарами. Вместе с ними П. Н. Лысенко в годы войны готовил известное антифашистское восстание в концлагере Бухенвальд. Ярмарки солидарности, встречи с иностранными гостями города и интересными людьми, многочисленные поездки, переписка и дружба с экипажем теплохода «Сызрань» - вот основные дела КИДовцев. В разное время КИДом руководили учителя английского языка Егорова Раиса Григорьевна, Григорова Валентина Михайловна, Щукина Ольга Валентиновна.

Туристический клуб «Меридиан» в 70-80-е годы под руководством Тереховой Н.Н., а затем Захарова А.С. продолжал воспитывать юных туристов выносливыми, умелыми, горячо любящими свой край. Совершались походы по родному краю. С помощью родителей был также организован лыжный поход по Южному Уралу. Два раза в год, весной и осенью, вся школа выезжала на туристический праздник в местность недалеко от станции Рябина.

70-е - начало 80-х годов было временем активной работы пионерской, комсомольской и партийной организаций школы. Учителя и их воспитанники играли в военно-спортивные игры «Зарницу» и «Орлёнок», участвовали в смотрах строя и песни, парадах октябрятских войск, проводили дни юнармейца. В школе проходили пионерские сборы, комсомольские собрания, Ленинские зачеты и уроки, уроки мира, смотры агитбригад, была организована шефская, тимуровская, поисковая работа. Вместе с предприятием-шефом, заводом «Сызраньсельаш» комсомольцы участвовали в социалистическом соревновании «Цех – класс – группа ПТУ». Эти формы работы ушли в прошлое, однако они помогли накопить полезный опыт воспитательных традиций.

В 1977-1984 гг. директором школы работала Сарычева Клавдия Ивановна. Всю свою жизнь она посвятила педагогическому труду, проработав в стенах восьмой школы более 40 лет. Сначала – учителем математики, затем завучем, потом – директором и, будучи уже на пенсии – диспетчером расписания. Под руководством Клавдии Ивановны окрепло школьное самоуправление, активно работал ученический комитет – Учком. Педагогический коллектив ежегодно участвовал в социалистическом соревновании между школами города, почти всегда становился победителем, и переходящее Красное знамя оставалось из года в год в школе № 8, как было тогда принято.

В 1984 директором школы стала учитель физики Дехтярь Лидия Алексеевна. Она занимала эту должность два года, 1984-1986 гг. Под её руководством школа продолжала успешно работать. Директор приложила немало усилий для приведения материальной базы в идеальное соответствие требованиям, предъявляемым в то время к школам. Была отремонтирована крыша, улучшена система водоснабжения, перенесены в отдельные помещения раздевалки, долгое время находившиеся в рекреациях. Тогда они были отдельными для каждого класса. Это было удобно, но места уже не хватало, и они не вписывались в требования пожарной безопасности. Продолжалось переоборудование и оснащение спортивной площадки.

В 1986-1994 гг. директором школы была Хвастунова Татьяна Сергеевна. Т.С. Хвастунова возглавила школу в начале перестройки, когда начались коренные изменения во всех сферах жизни, когда не только школа, но и всё общество жило надеждами на серьёзное обновление социально-политических отношений. Выпускница школы, ученица В.Н. Голубева, Татьяна Сергеевна стала вдохновителем коллектива на поиск новых путей в организации учебно-воспитательного процесса, поддерживала все демократические начинания, творчество, коллективный поиск. По-новому стали проходить педсоветы. Это были именно востребованные коллективом события. Перед каждым из них создавалась рабочая группа по подготовке, проводился мозговой штурм по выявлению самых актуальных проблем. Это было новым явлением в городе, поэтому на базе школы был проведен обучающий семинар - педсовет с приглашением директоров школ города «Учебный кабинет – творческая лаборатория учителя». Татьяна Сергеевна стала организатором серьёзных преобразований, которые подготовили переход нашей школы в новый статус – гимназию.

Из личного архива М.Б. Дьяченко
Из личного архива М.Б. Дьяченко

Начальный период истории гимназии г. Сызрани (1994-1999гг)

В 1994 году в жизни нашей школы начался новый этап. В мае 1994 вышло Постановление Администрации г. Сызрани, в соответствии с которым школа получила статус гимназии.

1994-1995 учебный год стал первым гимназическим годом. Коллектив учителей возглавила Миронова Елена Юрьевна, директор гимназии в 1994- 2002 гг. Началась реализация профильного обучения по модели «Профильный класс». Впервые был проведен набор старшеклассников в юридический, филологический и экономический классы. Позднее появились социально-гуманитарный и социально-экономические профили. Был разработан новый учебный план. В программу профильных классов были включены такие предметы как зарубежная литература, логика, риторика, история государства и права, деловой английский, английская и американская литература на английском языке. Гимназисты стали изучать второй иностранный язык – немецкий.

В этот период начался процесс информатизации школы, появились первые компьютеры и кабинеты информатики, точки свободного доступа в интернет. Гимназия активно сотрудничала с Самарским государственным университетом.

Методическая работа педагогического коллектива была организована по-новому через систему предметных кафедр, что требовало научного подхода к ее проведению. Был создан Научно-методический совет. Старые традиции приобрели новые черты и появились новые, гимназические. Предметные декады стали декадами кафедр гуманитарных дисциплин, иностранных языка, кафедры естественно-научных и развивающих дисциплин. Это качественно изменило воспитательную работу в рамках отдельных дисциплин, усилило учебные межпредметные связи.

В 1995 году было создано научное общество учащихся (НОУ), и проведена первая научная конференция «Гимназические чтения». Это был первый в городе опыт организации научно-исследовательской деятельности школьников в такой форме. А «Гимназические чтения» стали устойчивой традицией - в 1915 году были проведены уже ХХ-е . Работа НОУ положила начало складыванию в гимназии системы работы с одаренными детьми. Стала выпускаться газета Дайджест Gymnasion, сборники научно-исследовательских работ «Вестник гимназии» и творческих работ «Гимназический Пегас».

В 1996 году родилась традиция проводить День гимназиста и посвящать в этот статус новых учащихся. Первый День гимназиста был посвящён 300-летию Российского флота. Был утверждён Гимн Гимназии.

В октябре 1998 года открыт школьный музей. В рекреации на втором этаже была оформлена экспозиция, а экспонаты – тематические альбомы, фотографии, рукописная книга «История школы» хранились в кабинете истории.

С 1997 года гимназисты стали активно участвовать в образовательно-воспитательном проекте «Гражданин».

Гимназия в 2000 -2010-е годы

В 2000-е годы в системе образования страны и Самарской области проходил процесс модернизации, и коллектив гимназии, как и на всех этапах своей истории, одним из первых осваивал инновации, но и обеспечивал преемственность в своей работе, опираясь на традиции школы. Важным стимулом к развитию гимназии стало участие в конкурсах Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).

В 2002 году директором гимназии стала Миронова Надежда Павловна. Она работала в этой должности до 2007 года, а затем продолжила работать учителем математики. Спокойная и требовательная, она направляла напряжённую работу коллектива учителей и учащихся в условиях освоения множества гимназических новшеств в учебно-воспитательном процессе, поддерживая инициативу, заботясь о стабильности и занимая непримиримую позицию к любому нарушению дисциплины и порядка.

В 2006 году гимназия стала победителем в конкурсе образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и получила свой первый грант в 1000000 рублей и реализовала программу «Развитие гимназии как ресурсного центра по формированию коммуникативной компетенции обучающихся». В гимназии было усилено лингвистическое направление, освоены информационно-коммуникационные технологии, закуплено компьютерное оборудование, современные словари, проведен областной научно-практический семинар «Лингвистическое образование как ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся». Эта программа стала прологом дальнейших достижений гимназии в области изучения русского, английского, немецкого языков и литературы.

В 2006-2012 гг. гимназия выполняла роль тьюторской площадкой для школ Западного образовательного округа, внедряющих инновационные проекты. Это было признанием успехов коллектива. Это значит, что опыт коллектива гимназии стал систематически распространяться на все педагогическое сообщество округа в виде обучения собственным наработкам.

В 2007-2013 гг. руководителем гимназии, директором и её настоящим лидером была Сорокина Ирина Вениаминовна. Верный хранитель традиций, она считала, что самая главная традиция и главное предназначение школы на всех этапах развития – это освоение нового. Если есть потенциал в виде поддержки коллектива, то надо стараться быть впереди, первыми осваивать все прогрессивное, не отвлекаться на конъюнктурное, сиюминутное. Коллектив уверенно пошел за своим руководителем. В это время деятельность гимназии становилась все более открытой. Предлагаемые наукой инновационные педагогические технологии, методические новинки отрабатывались на уроках, оценивалась их результативность. Обобщенные результаты выносились на суд экспертов и широкой общественности через участие в конкурсах. В 2007 году Гимназия стала лауреатом областного конкурса «Лучшие школы Самарской области» в номинации «Школа школ».

В 2008 году Гимназия выиграла свой второй грант в 1000 000 рублей в конкурсе образовательных учреждений в рамках ПНПО и реализовала программу развития «Формирование в гимназии образовательной среды социально-гуманитарной направленности для развития и самоопределения обучающихся на основе их склонностей, способностей и потребностей». Гимназия пополнила свой арсенал мультимедийным оборудованием, спортивным инвентарём, вложила средства в повышение квалификации учителей.

В 2006-2012 годах девять учителей гимназии стали победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО, а один из них – дважды, и получили денежную поддержку в 100000 и 200000 рублей.

Важную роль в истории гимназии сыграл областной инновационный образовательный проект «Достойные граждане великой страны» (ДГВС), организованный партией «Единая Россия». В 2007-2008 годах гимназия вошла в число 20-и школ области, получивших финансирование в объёме 30 миллионов рублей. Эти деньги позволили в 2008 году осуществить капитальный ремонт впервые со дня строительства школы. Были отремонтированы все учебные кабинеты, актовый и спортивный залы и другие помещения, заменены все системы жизнеобеспечения: отопления, водоснабжения, электропроводка. Установлены новые осветительные приборы. Дополнительно на сумму 1200000 рублей была приобретена ученическая мебель для 6 кабинетов, шкафы для учебных пособий для всех кабинетов, школьные доски, технологическое оборудование для пищеблоков, 2 интерактивные доски. Словом, были созданы санитарно-гигиенические условия, отвечающие современным требованиям сохранения здоровья обучающихся. Ремонт был проведен в рекордно короткий срок, за два с половиной месяца, во время летних каникул. Эта грандиозная работа не нарушила учебный процесс ни на один день. Ни один урок не был отменён, ни один учебный час не был потерян. Высокая требовательность, придирчивость, четкая координация работы органов управления образованием, директора, администрации гимназии и подрядчиков позволила выполнить ремонт с высоким качеством.

Талантливым ученикам нужны талантливые педагоги. Учителя гимназии всегда были открыты к новому, не по приказу работая над повышением своего мастерства, ведя педагогические наблюдения, обобщая свой опыт и обмениваясь им с коллегами. Проведение методической конференции «Педагогические чтения», начиная с 2006 года, стало еще одной традицией гимназии в десятые годы XXI века.

Опыт гимназии в организации научно-методической работы был востребован в регионе. В 2009 году гимназия в рамках ДГВС подготовила и провела областной семинар «Инновационная деятельность как средство повышения качества образования и воспитания здорового, коммуникабельного и ответственного гражданина России»

Важнейшей стороной деятельности педагогического коллектива гимназии в нулевые и десятые годы XXI века стала экспериментальная работа.

В 2008-2010 годах учреждение являлось региональной экспериментальной площадкой по теме «Проектирование образовательной среды гимназии как фактор развития одарённости обучающихся». Работа с одарёнными детьми всегда было традиционным направлением работы в гимназии. Её основой были такие формы, заложенные ещё английской школой, как предметные декады, и первое в городе Научное общество учащихся, родившееся в молодой гимназии. Опираясь на эти успешные практики, коллектив гимназии освоил множество современных педагогических технологий, исследовательские и проектные методы, разработанные современной педагогикой. В первое десятилетие XXI века сложилась устойчивая и динамичная система работы с одарёнными детьми. Её эффективность в последующем не раз была доказана победами учащихся в научных молодёжных конференциях, а также в предметных олимпиадах разных уровней от городского и регионального до всероссийского. Шесть раз гимназисты становились лауреатами Премии Президента по поддержке талантливой молодёжи в рамках ПНПО - в 2006, 2007, 2008 (два человека), 2009, 2013 годах. В 2007-2014 гг. 9 учащихся получили 100 максимальных баллов на ЕГЭ, а одна девушка – сразу по двум предметам.

Опыт работы гимназии был высоко оценён коллегами на областных конкурсах. В 2012 году гимназия как призёр первого регионального конкурса «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одарёнными детьми», получила статус региональной стажировочной площадки в рамках программы «Одарённые дети Самарской области» на 2011-2013 г.г.».

В 2009-2012 годах гимназия – участник областного эксперимента по организации профильного обучения на ступени среднего (полного) образования по модели «Индивидуальный учебный план (ИУП)».

В 2012 году ГБОУ гимназия г. Сызрани выступила федеральной пилотной площадкой по апробации методики финансирования услуг по педагогическому сопровождению талантливых детей, которая была организована «Федеральным институтом развития образования».

В нулевые и десятые годы XXI в. проекты и эксперименты, в которых участвовала гимназия, не были мероприятиями узкой направленности, а всегда предполагали как учебную, методическую, так и насыщенную разностороннюю воспитательную работу, прежде всего по патриотическому воспитанию. Это и новые формы – проекты «Новая цивилизация», «Гражданин», «Мой выбор», фестиваль «Достойные граждане великой страны», конкурсы моделей и лидеров ученического самоуправления, и традиционные гимназические – вечера, декады, которые готовились творчески и всегда блистали яркими идеями и оригинальными формами. Собрания ветеранов, старшеклассников и учителей, посвященные Дню Победы, можно тоже назвать традицией гимназии, сложившейся в 10-е годы. Не один раз случалось так, что после завершения программы, проведенной на высоком эстетическом и духовно-нравственном уровне, учащиеся просто не хотели покидать зал, и общение с ветеранами и гостями продолжалось. В 2012 году по итогам работы за год гимназия получила Кубок Координационного совета по патриотическому воспитанию Администрации г. о. Сызрань в номинации «Образовательное учреждение».

В мае 2012 года ГБОУ гимназия г. Сызрани прошла государственную аккредитацию сроком на двенадцать лет с установлением статуса по типу «общеобразовательное учреждение», вид «гимназия».

В 2012-2013 учебном году гимназия отметила свой 50-летний юбилей как инновационное образовательное учреждение, подтверждая этот статус своими достижениями в процессе модернизации системы образования Самарской области. В гимназии сложился сплочённый и творческий педагогический коллектив, готовый к активному взаимодействию, саморазвитию и инновациям, стремящейся к успеху.

В 2014 году директором гимназии стала Назаренко Жанна Игоревна. Инновационная деятельность гимназии была продолжена. С 2012 года гимназия реализововала программу развития на 2012 - 2016 годы «Формирование многопрофильной образовательной среды гимназии как фактор самоопределения обучающихся».

В 2014 году гимназия стала опорной школой в Западном образовательном округе по распространению опыта использования в образовательном процессе нового учебно-лабораторного оборудования. В 2015 году гимназия - региональной инновационной площадкой по теме «Достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС начального общего образования» В 2014 году был завоёван Кубок Координационного совета по патриотическому воспитанию населения городского округа Сызрань «Патриот – 2014» Администрации г. о. Сызрань»

Во второй половине 10-х годов и начале 20-х годов появились и окрепли новые, соответствующие нынешнему этапу развития образования в стране, формы работы: выстроена система внеурочной деятельности, а научно-исследовательская деятельность учащихся встроена в областную программу «Взлёт», что дает возможность юным исследователям получать научные консультации непосредственно у учёных. У талантливых учащихся есть возможность обучаться в Самарском региональном центре для одарённых детей. Учителя и учащиеся овладели и эффективно используют в сочетании с традиционными также и дистанционные формы обучения. Гимназисты активно участвуют в российском движении школьников.

Все это убеждает, что в дальнейшем история гимназии будет пополняться новыми славными страницами.