Найти тему
Александр Дедушка

Св. Серафим Саровский о том, как увидеть свет Христов

Св. Серафим Саровский и Мотовилов
Св. Серафим Саровский и Мотовилов

Наш святой преподобный батюшка Серафим Саровский не просто видел свет Христов, он сам стал как бы «солнцем» этого света.

Причем, не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом. Его помощник и «служка» Николай Мотовилов так описывал сияние, исходящее от него:

«Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великолепного старца…»

Самое удивительное то, что батюшка Серафим не только сам был причастен к этому свету, он не лишал и нас, простых грешных людей, возможности быть к нему причастными.

Давайте присмотримся, с его слов, к условиям этой причастности.

Во-первых, о. Серафим сразу ссылается на Евангельский первоисточник:

«Сей свет есть купно и жизнь по Евангельскому слову: «В том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин. 1.4)».

Что ж – ключ есть.

Чтобы увидеть свет Христов нужна жизнь по Евангелию. Это аксиома духовной жизни. Это нужно принять за безоговорочную истину.

И уже отталкиваясь от этой истины двигаться дальше.

«Дабы принять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого закрыв телесные очи, должно прогрузить ум внутрь сердца, и вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа, и тогда по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения».

На первый взгляд, все это кажется невозможным. Во всяком случае, таким далеким от реальной практики духовной жизни обычного христианина.

Но это все – духовные законы. Как для физического благополучия невозможно игнорировать законы материальной жизни, так и в духовной жизни – нет другого способа жизни и преуспеяния, как следования духовным законам.

А они настолько четки, что представляются последовательными пронумерованными ступеньками:

1. С верой во Христа очистить душу покаянием и добрыми делами.

2. Закрыв глаза, отвлечь себя от видимых предметов.

3. Мысленно войти внутрь своего сердца.

4. Начать призывать имя Христа (Иисусова молитва).

А дальше – что?

А дальше все зависит от степени твоей любви к «Возлюбленному» - как говорит батюшка Серафим – «по мере усердия к горячности духа».

Это уже не внешняя механика – это реальная глубина твоего сердца.

Если ты действительно любишь Христа, то тогда и будет приходить «услаждение» от этого призывания и внутренняя готовность к принятию исходящего от Христа света.

Если любви нет – тогда все это обратится в пустое бессмысленное упражнение.

Но давайте предположим, что любовь есть (ведь батюшка Серафим говорит все эти слова для тех, в ком эту любовь предполагает) - какие будут дальнейшие ступеньки?

«Когда через таковое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссиявает свет Христов, освещая храмину души своим Божественным сиянием, как говорит пророк Малахия: И воссияет вам боящимся имене Моего солнце правды (Мал. 4.2)».

Что ж, это «укоснение» - есть самый простой и в то же время самый сложный этап.

Он напрямую зависит от степени нашей любви к Христу.

Ведь для тех, кто кого-то искренно любит, нет никакой сложности постоянно помнить, хранить, носить в сердце и постоянно призывать имя своего возлюбленного.

То есть с помощью искренней и истинной любви держать «ум в сердце».

Ну, нет в этом никакой сложности – более того, это происходит автоматически, и чем сильнее эта любовь, тем незаметнее и легче это происходит.

Увы – нам!..

У нас потому все это будет происходить туго и со скрипом, потому что мы не имеем настоящей любви к Христу.

Поэтому для нас будет сущим мучением все попытки сохранить «ум в сердце»¸ то есть хранить в сердце память о Христе через постоянное призывание Его имени.
У нас тут же начнутся постоянные «развлечения» и «отвлечения», ум будет легко «вылетать» из сердца, как птичка из настежь распахнутой клетки.

А все потому, что нет любви. У нас есть любовь к чему угодно, но только не к Христу.

Немудрено, что у нас все это в большинстве случаев вырождается в пародию – в пустое и даже кощунственное шлепанье языком по воздуху, лучше всего выражаемое поговоркой: «Четки на руке, а бабы на уме».

И ведь сколько таких «пародистов» среди нас!

Мы ведь зачастую не только других вводим в заблуждение, но и самих себя.

Нам кажется, что это не «представление», а самое что ни на есть благочестие. И даже высшая его степень – постоянная молитвенная практика в Иисусовой молитве.

А между тем мы всего лишь кощунственные «пародисты»!

Но батюшка Серафим все-таки надеется, что среди нас будут все же искренно любящие Христа люди.

Именно для таких он делает завершающее поучение на тему Христова света:

«Когда человек созерцает внутренно свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага – Бога».

Ключевые слова здесь – забыть все чувственное и самого себя.

Как по-настоящему влюбленный человек забывает обо всем вокруг и о себе самом и помнит только своего любовь…

Есть у кого-то из нас такая любовь к Христу?

Жаль, если этот вопрос будет чисто риторическим…