– Рустам, какое послание миру вы вложили в свой научно- фантастический рассказ «Верность высшей пробы»?
– Он про человечность и надежду. Не для всего человечества, нет. Он про надежду на то, что хоть кто-то из нас сможет остаться человеком. И о том, что планета ценнее наших сиюминутных конфликтов. Ведь пройдёт всего несколько лет, и мы, если переживём грядущее, будем удивляться сами себе: «Что за приступ сумасшествия случился с цивилизацией?»
Этот рассказ написан года два-три назад, когда события осени 2022 года казались немыслимыми. Та Belle Époque (прекрасная эпоха – прим. ред.) ещё покажется нам золотым веком. Подобное определение существует для Европы до 1914 года. И до сих пор даже историки не могут понять причин того, почему Европа совершила суицид. Так и сейчас: несмотря на то, что уровень насилия в мире падал (к 2020 году стихла Великая Африканская война, а войны в Афганистане, Йемене и Мексике обходились меньшими жертвами, чем, например, Вьетнам или Ангола времён Холодной войны), с середины 2000-х не покидало ощущение, что мир сползает в хаос.
И вот в такое время чем можно привлечь читателя, кроме того, что он может попытаться сделать свой выбор? Надеждой.
– Какие-то другие жанры, кроме фантастики, используете?
– Преимущественно пишу в других жанрах. Один человек увидел в моем творчестве драму, лирику, сатиру, другой – черты магического реализма. Сложно определять себя, глядя изнутри.
– Каких знаний и усилий требует написание произведений в жанре sci-fi (научная фантастика)? Есть ли у вас кумиры в этом жанре?
- Меньших усилий, чем написание чего-либо драматического, помещённого в какую-либо историческую эпоху, и намного больших, чем написание чистой фантастики или тем более фэнтези, где ты можешь игнорировать даже законы физики. Например, «Страсти по Европе» в процессе написания потребовали изучения политической системы Речи Посполитой в 1590-х, биографий османских чиновников середины того же столетия, подробной карты Колумбии и испанских реалий, Sensimento – устройства и работы межконтинентальной баллистической ракеты, дальней связи с подводными аппаратами и т.д. Но это потому, что написано от лица ракеты. С «Верностью» было проще: поскольку героями являются люди, то технической стороне можно было уделить меньше внимания.