Буковок будет очень много. Публикую с позволения автора работы, Маргариты Николаевны Жаворонковой.
Введение
Справедливо замечено: без прошлого не может быть будущего, знать и помнить об этом — святой долг каждого современного человека
Современное информационное общество требует других знаний, умений и навыков. Только, сколько бы ни прошло времени, есть в жизни человеческой ценности, которые не могут и не должны быть утрачены. Знать историю своей семьи, края, в котором живёшь, учишься и работаешь, должен каждый человек.
История хранит в себе огромное количество тайн и загадок, но одну из мало знакомых страниц истории нашего края я попытаюсь приоткрыть в данной работе. История Прокопьевского района неразрывно связана с именами величайших деятелей России, которые внесли неоценимый вклад в развитие и процветание нашей малой Родины, и жизнь которых волею судьбы отныне неразрывно связана с Прокопьевским районом.
Это горный инженер Векель, Дорофей Федорович Головин, академик Фальк, знаток минералогии Василий Сергеевич Чулков, знаменитый металлург П.П. Аносов, ученый-геолог и географ, профессор Петр Александрович Чихачев, Ф. М. Достоевский и человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и людям, Стефан Яковлевич Знаменский.
И весь этот анклав имен объединяет историческое место на карте нашего района село Томское, а вернее, первый за Уралом Томский железоделательный завод.
Вот как об этом месте говорил наш с вами коллега Абраменко Сергей в 1 номере «Вестник краеведения» за 2005 год: «Территория Томского железоделательного завода – подлинный исторический памятник государственного масштаба».
Я сейчас предлагаю вам посмотреть на это место через призму имен, принимавших участие и содействие в появлении этого исторического памятника.
Глава 1.
«Анклав имен, объединённых историческим местом на карте Прокопьевского округа, село Томское».
Начнем с истоков:
Первая фамилия - Василий Сергеевич Чулков - крупный горный специалист, организатор и руководитель горнозаводского производства на Алтае. Из мелкопоместных дворян Московской губернии. В 10 лет стал студентом Московского университета, в 15, в числе 11 "кадетских сержантов", прибыл на Колывано-Воскресенские заводы (1761), через два года практического обучения произведен в горные офицеры.
В 1744 году Елизавета Петровна, узнав о тайной выплавке серебра на демидовских заводах, распорядилась передать их под управление Кабинета Её Императорского величества. Указом от 12 мая 1747 года был создан огромный Колывано-Воскресенский горный округ, куда вошла и территория Кузнецкого уезда. Так, наш край стал горнозаводской вотчиной семьи Романовых.
Основание Томского железоделательного завода относится к 1771 г., т.е. периоду правления Екатерины II. Земли, на которых располагаются и Прокопьевский район, и возведенный железоделательный завод, принадлежали царской фамилии Романовых.
Добыча драгоценных металлов являлась главной задачей предприятий царского правительства. Но для оборудования рудников и фабрик, были необходимы металлы: сталь, чугун, железо. Доставка их с Урала в Сибирь обходилась Кабинету дорого. Поэтому и было отправлено в Сибирь несколько изыскательных экспедиций.
В верховья реки Чумыш был направлен знаток минералогии Василий Сергеевич Чулков, которому вменялось в обязанность найти месторождение железных руд и подготовить площадку для постройки железоделательного завода. Кузнецкие татары показали исследователю несколько месторождений на левом берегу реки Томь-Чумыш, где он и выбрал место для постройки завода.
Следующая фамилия - Дорофей Федорович Головин. Первый завод в Сибири строился по проекту и под руководством Дорофея Федоровича, сына демидовского рудознатца Федора Головина. Который до этого более десяти лет занимался поиском руд на Северном Алтае и строил медеплавильный завод на реке Алей.
Готовую продукцию уже с построенного Томского завода было удобно возить на заводы и рудники Алтая речным путем и трактом. Горный чиновник - берггешворен Д.Ф. Головин стал не только руководителем строительства, но и первым начальником завода. Что касается рабочих, то они были переведены сюда с бывшего кабинетского завода на р. Ирбе в бассейне Енисея. На доставке руды трудились местные приписные крестьяне. Используя опыт К.Д. Фролова по сооружению гидротехнических установок, мастеровой народ устроил плотину и гидросиловые системы для использования на заводе энергии падающей воды, которая приводила в движение механизмы: пудовые молоты, мукомольную мельницу, лесопильную установку, толчею для дробления руды. Корпуса Томского завода были деревянными, горны сложены из кирпича. Руда добывалась летом открытыми выработками в Бровской, Шумихинской, Дмитровской копях, до 40 – 50 тыс. пудов за лето. Наиболее продуктивным был Сухаринский рудник, находившийся в 140 км. от завода по реке Сухаринке, притоке Мундыбаша. Его руда была более легкоплавкой и давала лучшее железо.
Томский завод имел годовую производительность до 35000 пудов железа, чугуна и стали и поставлял металлические изделия заводам и рудникам, находившимся в ведении царского Кабинета. Но завод не удовлетворял всех нужд этих предприятий.
Вот как на сайте Российского географического общества Андрей Вениаминович Чекалин, научный сотрудник МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» пишет в статье «ПЕРВОМУ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОМУ – 250» от 6 декабря 2021:
«В декабре 1771 года его домна выдаёт первый металл, а на карте губернии появляется новое поселение – Томский завод, или село Томское. Село быстро растёт. По данным 1859 года его численность составляла 2679 человек, в то время как число жителей города Кузнецка было лишь 1834. К этому интересному факту можно добавить ещё один – на Томском заводе впервые в Сибири в металлургическом производстве нашел применение каменный уголь».
План жительства Томского железоделательного завода. Из фондов КГКУ
(документ является объектом национального достояния). Местонахождение: КГКУ «Государственный архив Алтайского края»
Третья фамилия: Академик Фальк Иоганн Петер - шведский путешественник и натуралист, в первую очередь ботаник, исследователь природы России. Ученик Карла Линнея. В 1768 г. Фальк был включен в состав Академической экспедиции, снаряженной Академией наук в восточную часть России. Ученый возглавил Оренбургскую часть экспедиции, которая состояла из трех отрядов, возглавляемых, соответственно, П. С. Палласом, И. И. Лепехиным и И. П. Фальком. Маршруты Оренбургских отрядов должны были охватить громадные территории: Поволжье, Север, Урал и Сибирь – от Белого до Каспийского моря, от Петербурга до Байкала и Кяхты.
Отряд Фалька выехал из Петербурга 5 сентября 1768 г. В его состав входили студенты Иван Быков, Михаил Лебедев, Степан Кашкарев, а живописцем и чучельщиком был взят «подлекарь» Христофор Барданес. Соратником Фалька в этом путешествии стал Иоганн Готлиб (Иван Иванович) Георги, который познакомился с Фальком ещё будучи в Упсале (он тоже был учеником Карла Линнея).
Летом 1771 г. началась сибирская часть путешествия: в июле отряд прибыл в Омск, в августе–ноябре Фальк обследовал ведомство Колывано-Воскресенских заводов.
И вот как по свидетельству академика Фалька, посетившего Томский завод в 1771 году звучит описание завода и села Томское: « на заводе были одна домна, три больших молота, три малых пятипудовых молота, одна печь и молот для «стола», проволочная фабрика, мукомольная и пильная мельницы». По мнению академика, завод и жилые дома выстроены весьма хорошо из сибирского кедра. Железорудное сырье доставлялось из ближайших гнездовых месторождений бурого железняка, находящихся в нескольких километрах от завода и открытых еще Ф.Еремеевым.
Еще одна хорошо известная фамилия в инженерных кругах Пастухов.
На Томском заводе производились: чугун, железо, орудия труда, механизмы для горнозаводских предприятий Колывано-Воскресенского округа. Процесс плавки осуществлялся на древесном угле, который производился здесь же, в тайге. Процесс этот был очень трудоёмкий, требовалось большое количество рабочих, которых катастрофически не хватало. Попытки привлечь к этому жителей Кузнецкого уезда особого успеха не имели.
В 1789 году инженер Пастухов сделал на Томском заводе воздуходувную печь, для более быстрого плавления чугуна потребовался каменный уголь.
Для быстрого разогрева чугуна, как сказал рабочим Пастухов, требуется каменный уголь. При этом он показал образец такого угля, привезенного из Англии. Яков Ребров, ученик плотинного мастера, увидев образец, вызвался доставить на завод около пуда похожего угля из своего дома. Оказывается, ещё в 1787 года, зимой, возвращаясь в завод из деревни Атамановой, куда был послан за мукой, Яков увидел на противоположном берегу Томи, на утёсе, черную полосу. Из любопытства он остановил коня, слез с саней, поднялся до середины утёса и набрал там заинтересовавших его чёрных камней. Что они собой представляют, он не знал до тех пор, пока не увидел каменный уголь в руках Пастухова. Завод вырабатывал 22 тыс. пудов чистого железа. Выплавка железа проводилась в отражательных печах больших размеров. Дутье осуществлялось с помощью цилиндрических мехов, приводимых в движение водой. На заводе существовало разнообразие обязанностей, универсальность каждого рабочего. Не было разделения на специальности машинистов, горняков, столяров, кузнецов. Все машины, инструменты изготовлены руками самих мастеровых.
И еще один горный инженер Векель, который в 1816 году на правом берегу реки Тельбес в 30 верстах от впадения ее в реку Кондому, открыл руды Тельбесского магнитного железняка, и началась их разработка для нужд Томского завода.
Ученый-геолог и географ, профессор Петр Александрович Чихачев
В 1842 году Томский завод посетил ученый-геолог и географ, профессор Петр Александрович Чихачев, давший имя нашему краю «Кузбасс». Здесь он подробно исследовал геологию окрестностей завода, познакомился с условиями работы металлургов, восхищался умением и сноровкой рабочих. В своем дневнике он пишет: «Я любовался законченностью и точностью, с которой были изготовлены пилы, лопаты, топоры, винты и т.п. Трудно было поверить, что все эти полированные поверхности, как меня заверяли, изготовлены вручную, без помощи вспомогательных машин, но вскоре я сам убедился, осматривая мастерские и присутствуя лично при работе». А в книге: «Путешествие в Восточный Алтай» Чихачев говорит следующее: «Месторождения бурого железняка встречались в виде глыб различного размера и веса. Глыба, выставленная у входа в бюро управления завода, весило 80 пудов. Встречались глыбы железняка еще большего веса и размера».
В 1847 году главным начальником Алтайских заводов был назначен знаменитый металлург Павел Петрович Аносов. Павел Петро́вич Ано́сов русский горный инженер, учёный-металлург, крупный организатор горнозаводской промышленности, исследователь природы Южного Урала, Томский губернатор.
Всемирную известность П.П. Аносову принесли работы по закалке стали, им был раскрыт утерянный в средние века секрет приготовления булатной стали. За создание русского булата П.П. Аносов был удостоен высочайшей благодарности императора Николая I и ордена Святого Владимира 2-й степени.
В 1847 г. П.П. Аносов назначен главным начальником Алтайских горных заводов и томским гражданским губернатором. Им было уделено большое внимание совершенствованию технологии выплавки серебра и меди на заводах округа.
П.П. Аносов попытался организовать на алтайских предприятиях производство литой стали, но выпуск «сибирского булата» в больших количествах ему наладить не удалось.
Отдельные успехи, достигнутые при П.П. Аносове, не привели к коренному улучшению горнозаводского производства на Алтае.
Он организовал на Томском заводе производство литой стали. Она была дорогой и употреблялась в самом ограниченном количестве для выделки некоторых инструментов.
Ф.М. Достоевский
Вот как на сайте Российского географического общества Андрей Вениаминович Чекалин, научный сотрудник МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» пишет в статье «ПЕРВОМУ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОМУ – 250» от 6 декабря 2021
«Широкая центральная улица, «разрезающая» село, – это часть некогда оживлённого Барнаульско-Кузнецкого почтового тракта, по которому в Кузнецк к своей возлюбленной спешил великий Достоевский. В XIX веке тракт являлся кратчайшей дорогой между Барнаулом и Кузнецком. Через село он проходил аккурат мимо Церкви во имя Сошествия Святого Духа».
В научной работе Е. Ю. Сафроновой. Алтайский государственный университет (Барнаул, Российская Федерация) esafr@mail.ru
«Сибирские маршруты Ф. М. Достоевского*
Пишет так в «Почтовом дорожнике» 1829 г. указана только одна-единственная дорога из Барнаула в Кузнецк. По маршрутам «Томск—Кузнецк № 2796» и «Томск-Барнаул № 2791» можно определить все почтовые станции и их протяженность (см. илл. 4, 5).
Так, чтобы в 1829 г. попасть из столицы горного дела на Алтае в г. Кузнецк, нужно было проехать станции Гонбина (16 верст, см. маршрут 2791), Жилина (55), Косиха (19), Лосишиха (26), Беспалова (30), Тогульское (39), Тогульское Зимовье (19), Томский завод (28), Березовка (24), Кузнецк (26, маршрут 2796). Итого длина дорог — 282 версты. Эта же величина получается из суммы расстояний между станциями, указанными на Генеральной карте Томской губернии 1825 г. В случае возможности прямого пути на участке «Барнаул—Жилина», маршрут был еще короче — 241 верста.
В «Почтовом дорожнике» 1875 г. также указана лишь одна дорога на Кузнецк (см. илл. 6, 7).
В этом документе интересующий нас маршрут нужно вычленять из дороги № 165, начав со станции Гонбина (29), а далее — Белоярская (27), Жилина (28), Косиха (19), Лосиха (26), Кытманово (33), Тогульское село (36), Тогульское Зимовье (19), Томский железный завод (28,5), Березовка (24), Кузнецк (26). Барнаул располагался между станциями Гонбина и Озерки. Расстояние между городом и станцией Гонбина нам известно ранее и равно 16 верст. Итак, получается, что протяженность маршрута между городами Барнаул и Кузнецк — 282,5 версты (266,5+16). Этот «Дорожник» содержит также справочную информацию: номера подобных маршрутов, название станций, количество верст между станциями, количество лошадей на станциях, а также указывает величину прогонной платы».