Найти тему
Екатерина Агаркова

Герои советских фильмов, которые БЕСЯТ

Оглавление

Раньше я думала, что в советских фильмах показывали только образ положительного героя. Например, такого как Юра Хмель из "Юркиных рассветов". Но оказывается, это не так. И советский кинематограф просто кишит отрицательными героями. И некоторые отрицательны настолько, что иной раз просто смотреть противно. Я составила свой личный рейтинг таких антигероев.

1. Степан Чижегов, "Дождь в чужом городе" (1979)

Чижегов - солидный инженер, ответственный работник на заводе. Сначала даже произвёл приятное впечатление.
Чижегов - солидный инженер, ответственный работник на заводе. Сначала даже произвёл приятное впечатление.

История стара как мир - инженер Чижегов приезжает из Ленинграда в командировку в маленький городок Лыков. И там он встречает Киру Андреевну, красивую одинокую женщину. У них разгорается роман, омрачённый лишь тем, что Степана в Ленинграде ждёт семья.

Так продолжается два года. Измученная постоянными расставаниями с возлюбленным, Кира решается устроить свою жизнь - выйти замуж за коллегу Чижегова Константина, который предложил ей свои руку и сердце. Да, она не влюблена в Костю, просто надоело одиночество.

И женщина честно и откровенно говорит об этом Степану во время очередной их встречи, когда он приехал в командировку. Ей не надо, чтобы мужчина бросал ради неё свою семью - она просто хочет устроить свою жизнь.

Чижегов просто опешил от такого заявления. Он-то представлял Киру только своей, ему и в голову не приходило, что она может страдать от одиночества и хотеть семью. Ведь он приезжал к ней раз в несколько месяцев... По его мнению, этого должно было быть достаточно.

Сбитый с толку, сам себе он всё же признаётся, что Кире без него, наверное, было нелегко. Ведь это он садился в поезд и тут же забывал об этой его жизни в Лыкове, ведь дома у него жена, семья. Несмотря на это, Степана гложет обида и даже ревность.

Ничего не подозревающий коллега приглашает его на "корпоратив", где подвыпивший Чижегов отжигает такое, что у всех присутствующих работников завода просто пропадает дар речи: он во всеуслышание заявляет, что Кира, на которой Костя собирается жениться, падшая женщина. Она крутит со всеми подряд без разбора, и Костя просто сломает себе жизнь такой женитьбой.

Но самое отвратительное - это то, что после своей гневной тирады Степан сразу же несётся к Кире домой - он плачется у неё на груди. Даже не просит прощения, а просто рассказывает, как подло поступил, но в то же время оправдывается, что не мог иначе. Добрая всепрощающая Кира утешает его...

Так Чижегов разрушил сразу две человеческие жизни: своей возлюбленной и её несостоявшемуся мужу, а сам поехал к своей семье в Ленинград. Женщине придётся уехать из города, она не сможет вытерпеть такой позор. Степан вернётся в Лыков спустя время и узнает об этом. Особенно показательными будут взгляды бывших его коллег по заводу, которые раньше всегда были рады ему, а теперь даже не смотрят в его сторону. Вот такой кусок г-на этот Чижегов, что просто БЕСИТ!

2. Сергей Макаров, "Полёты во сне и наяву" (1982)

Янковский в роли Сергея Макарова - человека, переживающего кризис среднего возраста
Янковский в роли Сергея Макарова - человека, переживающего кризис среднего возраста

Главный герой фильма стоит на пороге своего сорокалетия. Сергей вроде бы и многого достиг: работает в архитектурном бюро, у него много друзей, жена с дочкой, и даже молодая любовница. Но Сергею всё "неймётся", всё ему скучно и наскучил он даже сам себе.

Мужчина будто бы специально стремится разрушить свою жизнь: на работе обманывает коллег, отпрашивается якобы встретить на вокзале свою мать, а сам идёт на свидание с любовницей. Едет с ней в машине, и к ним подсаживается его жена. Сергей ссорится с обеими женщинами, жена забирает его ключ от квартиры. Возвращаясь на работу, он лезет на рожон и рассказывает начальнику о своём обмане, и тут же пишет заявление об увольнении.

Сергей хотел бы встретиться с матерью, которую не видел уже пять лет, но он не в силах дописать ей письмо. Он уже собрался ехать к ней, но не доехал, будто бы специально по дороге ввязавшись в драку.

Кульминацией фильма стал день рождения главного героя - на недостроенной даче за городом весь коллектив собрался, чтобы поздравлять Сергея. Но и тут он не может успокоиться - пока гости веселятся, Сергей от скуки делает вид, что прыгает с тарзанки в ледяную воду. Все напуганы, сбегаются, чтобы разыскать утонувшего именинника, но он подходит к ним с противоположной стороны озера и сообщает, что пошутил. Настроение испорчено, гости разбредаются по домам. А оставшийся в одиночестве юбиляр бредёт по пустынному полю, заваливается в стог сена, сворачивается калачиком и начинает рыдать...

Казалось бы, что тебе надо, Сергей? Вроде же ты и умный, но ведёшь себя глупо. Вроде искренний, но врёшь своим близким. Добрый, но мучаешь окружающих и сам себя. Нигде тебе нет места, но сочувствия ты не вызываешь. Ты будто бы не вырос и так и остался в сорок лет тринадцатилетним подростком. Таких как Сергей вокруг полно, и рядом ними никогда не будет нормальной жизни, на них нельзя положиться, никогда не знаешь, что они могут выкинуть в следующий момент. Короче, - БЕСИТ!

3. Андрей Бузыкин, "Осенний марафон" (1979)

Бузыкин. На мой взгляд, это выражение лица великолепного актёра как нельзя лучше описывает характер героя.
Бузыкин. На мой взгляд, это выражение лица великолепного актёра как нельзя лучше описывает характер героя.

Вот ещё один герой, который мучается от кризиса среднего возраста. А может, просто от мягкотелости своей натуры. Не любит бегать по утрам, но бегает со своим гостем - датским профессором-славистом Хансеном. Не любит выпивать, но не может отказать своему соседу-слесарю, которому требуется собутыльник. Не может отказать своей коллеге Варваре, бесстыдно эксплуатирующей его по работе.

В личной жизни у Андрея тоже раздрай - дома уставшая от быта жена Нина, а вне дома - молодая, не обременённая интеллектом любовница Алла, которая мечтает родить Андрею ребёнка. Мужчина не находит в себе сил, чтобы бросить жену, но и с любовницей тоже не может порвать, хотя она довольно взбалмошная девица. И поэтому он постоянно врёт им обеим и изворачивается "как уж на сковородке" (так говаривала моя бабушка).

"Ну что же ты такой тюфяк, Андрей?" - думала я, когда смотрела фильм. "Ну давай уже, решись хоть на что-нибудь! Топни ногой, хлопни дверью, стукни кулаком по столу!" И, кажется, сбылось!

После того как Бузыкин ссорится с женой и его бросает любовница, он остаётся один и неожиданно начинает проявлять характер. Отказывает студенту-халтурщику в зачёте, ставит на место Варвару, которая в очередной раз просит об "услуге", резко отвечает раздражающему его коллеге.

Дома Андрей испытывает доселе неведомое ему чувство свободы. Он пританцовывает под звучащую из телевизора бодрую мелодию... Пока его эйфорию не прерывает звонок Аллы - поняв, что Бузыкин не собирается бросать ради неё жену, она снова пытается вернуть его себе.

И во время этого телефонного разговора домой возвращается Нина, в надежде, что с любовницей покончено и теперь муж будет принадлежать только ей. Андрей быстро сворачивает переговоры в своей обычной манере "Записываю, завтра в семь кафедра", и мы понимаем вместе с его женщинами, что для них ничего уже не изменится.

За что боролись эти две женщины? Зачем им этот скучный безвольный мужичонка? Ох, как же он меня БЕСИТ!

4. Тихон Соколов, "Сладкая женщина" (1976)

Опять герой Янковского. Может, я просто не люблю Янковского???
Опять герой Янковского. Может, я просто не люблю Янковского???

Работница конфетной фабрики Аня приехала в город из деревни чтобы устроить свою жизнь. Для счастья ей надо немного: мужа, свою квартиру, путёвки на море и много дорогих вещей. С мужчинами Анне не везёт: сначала она беременеет от студента Лаврентия, рожает сына. Потом выходит замуж за томного мастера механического цеха Николая Егоровича, который не разделяет её жизнелюбия и буквально сбегает от Анны, оставив ей всего лишь записку.

И тогда в жизни разочарованной женщины появляется бывший подводник Тихон. Он дерзко подсаживается к Анне в электричке, видимо, привлечённый красным платком и яркими рыжими волосами. Герой ночует с Анной в деревне, но после этого не считает себя обязанным ей что-то объяснять о себе. Тихон сначала очарован Анной, "сладкой женщиной", он с удовольствием приходит к ней домой и угощается за её столом. Он удивлён тем как роскошно женщина обустроила свою квартиру и быт. В то же время про себя он ничего не рассказывает, весь он такой загадочный и непонятный.

Позже, поняв, что Анна - совсем не тонкая поэтическая натура, Тихон раздражается на женщину и начинает её унижать. Видит, что Анна от него без ума, а сам вымещает на ней свои обиды и гнев, злобно издевается над женщиной. Даже смеет упрекать её в том, что она красиво живёт и любит материальные ценности. А он, видите ли, совсем не такой, у него тонкая душевная организация. Ну, не считая того, что у него есть семья, а он подсаживается к незнакомым женщинам в электричках и едет потом к ним ночевать. А сам:

я не подписывался к тебе ходить

Нет, Аня меня не бесит. Что с неё взять? Она вся как на ладони. Да, ей не хватает воспитания и душевности. Да, она мать-кукушка и меркантильная женщина. Но она же никого не обманывает. Она сразу, честно и открыто (даже чересчур) говорит мужчинам о своих целях и желаниях. Она не строит из себя скромницу или недотрогу - вся её натура на виду: она любит жизнь, любит вкусно есть, красиво одеваться и ни в чём себе не отказывать. Что плохого-то?

Апофеозом скотского поведения Тихона становится день, праздничный для Анны. Он приглашает её к себе в жилище, отнесённое под снос, где нет света, холодно и даже негде сесть. Анна сразу же бежит к нему с угощением в какие-то развалины, а он там унижает её и будто бы хочет возвыситься над ней. Женщине приходится возвращаться домой в одиночестве, искать дорогу на стройке в темноте... Как-то это не по-мужски поступать так с женщиной, правда? Даже если она и не ангел во плоти. Хоть и не люблю я эти ваши гендерные стереотипы.

В общем, БЕСИТ здесь совсем не Аня, которая хотела простой незамысловатой сытой жизни. А Тихон, который видел, с кем связался, а потом начал строить из себя "не такого".

5. Катя Снегирёва, "Афоня" (1975)

Такая хорошая и правильная до тошноты Катя
Такая хорошая и правильная до тошноты Катя

Вот ещё один неприкаянный герой - слесарь-сантехник Афоня. Живёт себе, никого не трогает. Не пренебрегает левыми заработками на работе, любит приударить за красивыми женщинами, выпить и побалагурить. Афанасий честно признаётся, что он равнодушный человек. Он не хочет ни к чему стремиться и всё ему скучно. Иногда ему мечтается видеть себя примерным отцом семейства: жена, милые детишки, и сам он во главе. Но воплощать это в жизнь - просто лень.

На работе герой берёт студентов-практикантов из училища, но увидев его методы работы, молодые люди сбегают от него и просят себе другого наставника. В личной жизни провал - устав от пьянства Афони, его девушка уходит от него. Остаётся напиваться и хулиганить.

Но БЕСИТ меня не Афоня. Его жизненная позиция имеет право на существование. Почему человек не имеет права ни к чему не стремиться? Вот есть Афоня, он разрушает свою собственную жизнь и никого не трогает. Почему же окружающих так заботит его поведение? Зачем они лезут к нему со своими нравоучениями? Почему просто не оставить его в покое?

На танцах Афоня знакомится с молоденькой медсестрой Катей Снегирёвой. И несмотря на то, что Афоня показывает себя там не с лучшей стороны (ввязывается в некрасивую драку, волочится за другими женщинами) девушка увлекается им и даже ищет с ним встречи.

Афоня ведёт себя довольно пренебрежительно по отношению к ней, но Катя так просто от него не отстанет, она буквально преследует мужчину и подстраивает новые встречи. Афоня не обращает на это внимания, он занят мыслями о другой женщине - роковой Хелен.

Когда Хелен даёт понять Афоне, что он ей не пара, тот ударяется в пьянство. В нетрезвом виде он заваливается домой к Кате и даже делает ей предложение руки и сердца, а потом засыпает в её постели. После этих его пьяных выходок Катя даже готова отказаться от своей командировки в Африку, лишь бы быть с Афоней.

Считается, что Катя в этом фильме - хорошая и чистая девушка, она призвана спасти Афоню от самого себя и помочь ему уйти с тропы саморазрушения. Но мне кажется, что она - типичная душнила. Ну чего она пристала к Афоне! Видно же, что она ему не интересна, он просто смотрит мимо неё (что замечательно сыграл Куравлёв).

Но девушка настолько слепа и упорна, что даже в конце, когда Афоня уезжает в деревню, чтобы навестить там свою родственницу, разочаровывается в себе и своей жизни, то даже здесь Катя настигает его со своей радостной улыбкой. "Да она его и на Луне достанет" - подумала я.

Для меня очевидно, что Афоню не спасти, хотя может режиссёр и хотел, чтобы зритель поверил в его исправление. У меня у самой двоюродные братья - такие же афони, и поверьте мне, они не нуждаются "во спасении". Не лучше молодой красивой девушке оставить свои иллюзии относительно своей роли спасительницы несчастных судеб и отстать от Афони? БЕСИТ!

Продолжайте мой рейтинг и пишите в комментариях, кто БЕСИТ лично вас!