Конечно, как вид, человек – везде человек, но культура делает свое, и в разных странах поведение людей различается. Это не новость, ведь давно известно, как трудолюбивы японцы, педантичны немцы и молчаливы англичане. Выводы о характере каждого народа сделаны негласно, но насколько они сопоставимы с реальностью?... Это и решили проверить организаторы множества исследований, выводы которых мы рассмотрим в этой статье.
Сначала зададимся вопросом: правда ли люди в разных странах ведут себя по-своему? Результаты исследований дали положительный ответ. Действительно, средняя личность в одной стране часто отличается от средней личности в другой. Однако общепринятые мнения о нациях в большинстве своем не сошлись с выводами исследований. Например, многие сказали бы, что англичане более сдержаны, чем американцы. Однако показатели экстраверсии продемонстрировали пусть с небольшим расхождением, но обратную корреляцию.
Бразильцы, французы, швейцарцы и мальтийцы набрали самые высокие баллы по показателям экстраверсии, в то время как самые низкие баллы были у нигерийцев, марокканцев и индонезийцев. Страны с более высокими показателями экстраверсии также, как правило, имеют более высокие средние показатели самоуважения. Несомненно, в Индонезии много более экстравертных людей, чем в Бразилии, но статистика жестока, и нам следует это учитывать.
Самые высокие баллы за открытость опыту получили немецкоязычные швейцарцы, датчане и немцы, в то время как самые низкие баллы в среднем были у гонконгских китайцев, северных ирландцев и кувейтцев. Исследование также выявило различия между странами по трем другим основным чертам личности: невротизму, добросовестности и доброжелательности.
Например, самые высокие средние баллы по черте невротизма были обнаружены в Японии и Аргентине, а самые низкие — в Демократической Республике Конго и Словении. Между тем, странами с самыми высокими баллами за доброжелательность в среднем оказались Демократическая Республика Конго и Иордания, а Япония и Литва набрали самые низкие баллы.
Люди в Африке, как правило, набирали больше баллов по черте сознательность, чем люди из всех других регионов мира. При этом люди из Восточной Азии по этому критерию имеют более низкие баллы.
Коротко о том, насколько хорошо мы знаем собственную культуру личности. В 2005 году 4000 участников, в основном студентов, из 49 культур на шести континентах попросили оценить средний профиль личности человека из их собственной культуры. В результате, представление участников о преобладающем типе личности в их стране не соответствовало фактическому профилю. Еще больше впечатляет опрос экспертов в области кросс-культурной психологии, которые описывали личности, словно тыкали пальцем в небо – никакого сходства с результатами исследований.
Изолированное население, вероятно, станет более интровертным и сосредоточенным на себе. Недавняя серия исследований, проведенных с островитянами, проживающими на нескольких изолированных итальянских архипелагах, проверила эти принципы. Обнаружилось, что островитяне менее экстравертны и непредвзяты, но более сознательны и эмоционально стабильны, чем их материковые соседи. Вероятно, это связано с тем, что со временем более смелые и непредубежденные люди решили эмигрировать подальше от островов.
Чем можно объяснить эти национальные различия в средней личности? Причины, вероятно, частично генетические, связанные с историческими моделями миграции. Например, люди с сильными чертами, связанными с готовностью идти на риск и открытостью, могут с большей вероятностью мигрировать, поэтому эти черты будут чрезмерно представлены в регионах, которые исторически находились на переднем крае исследования (где заселение земель произошло недавно, например, в Северной Америке). И наоборот, изолированное население, вероятно, станет более интровертным и сосредоточенным на себе на протяжении поколений, поскольку более смелые люди будут эмигрировать.
В подтверждение этого было обнаружено, что выборка недавних эмигрантов с островов на материк показала более высокие баллы по экстраверсии и открытости, чем оставшиеся островитяне. Генотипирование островитян и жителей материка обнаружило, что вариант гена, ранее связанный с риском (аллель 2R гена DRD4, который кодирует рецептор нейротрансмиттера дофамина), был менее распространен среди островитян. Исследователи заявили, что существует некоторая генетическая основа того, что люди в давно изолированных сообществах демонстрируют определенный тип личности.
Факторы окружающей среды также играют роль: например, есть доказательства, что экстраверсия и открытость ниже в регионах, где высок риск заражения; чтобы болезнь не распространялась. Играет роль и климат, например, холодные регионы с недостатком солнечного света способствуют большей эмоциональной нестабильности.
Свою роль могла сыграть даже плотность населения. Недавние данные свидетельствуют о том, что жизнь в многолюдной среде заставляет нас иметь мышление, более ориентированное на будущее. Например, люди в городе больше инвестируют в долгосрочные отношения, как способ справиться с усилением конкуренции с другими людьми. Это как раз тот подход, который можно ассоциировать с добросовестностью более высокого качества.
Каковы бы ни были причины, как только региональные различия в характере установлены, они могут стать самовоспроизводящимися. Есть доказательства того, что людей тянет жить в районах, занятых другими людьми с похожими профилями характера на их собственные.
Учитывая, насколько важны черты личности для результатов жизни на индивидуальном уровне — от благополучия до успеха в карьере — этот вопрос стоит внимания. Ведь эти особенности могут отражать международные различия в таких вещах, как богатство, счастье, коррупция, инновации и здоровье. Например, повышенный невротизм тесно связан с проблемами здоровья, включая болезни сердца и слабоумие.
Личностные различия, возможно, даже способствовали развитию различных политических систем. В одном исследовании было обнаружено, что страны с более высоким средним показателем открытость имеют более демократические институты. Хотя мы не можем заключить, что причинно-следственная связь может протекать в другом направлении, демократия способствует открытости. Тем не менее социальные личностные различия могут играть большую роль в прогнозировании демократии в стране.
По крайней мере, выводы о международных различиях в личностях могут стать для нас еще одной причиной подвергнуть сомнению наши предположения о других странах. Более того, наши взгляды на другие культуры могут сказать больше о нас и нашем собственном обществе, чем о реальном положении дел в мире.