Найти тему
MILITAN

Как кубинская авиация разбила "антикастровцев" подготовленных ЦРУ в Заливе Свиней.

Оглавление

В конце июля 1959 года Кастро становится официальным лидером Кубы. Одновременно с этим американские СМИ разворачивают против него целую кампанию. На самой Кубе начинаются чистки в высших рядах власти и среди бывших сторонников. В этом же году начинается первая волна эмиграции с острова. На самом деле это довольно трагический для страны момент. Кубу покидали представители наиболее образованной части сообщества - порядка 50 000 представителей среднего класса и интеллигенции, изначально приветствовавших революцию.

Фидель Алехандро Кастро Рус
Фидель Алехандро Кастро Рус

Тогда еще мало кто знал, но уже во всю шла работа американских спецслужб: диверсии, саботаж. Стартовала тайная война США против Кубы, которая продлиться в течении следующих 50 лет. Сыграв на противоречиях между Кубой и США и не простым экономическим положением островитян, Советский Союз предложил Фиделю всестороннюю помощь, от которой Кастро уже не мог отказаться. 3 ноября 1959 года на своем выступлении президент Эйзенхауэр заявил:

Коммунисты ловят рыбу в мутных водах Кубы!

Прошел год, как команданте сверг диктатора Фульхенсио Батисту, а американское правительство под руководством Дуайта Д. Эйзенхауэра уже строило планы по свержению бородатого лидера. Приток в Штаты недовольных новым правительством кубинцев пополнял ряды контрреволюционного движения, которое, конечно же, не могло оставить без внимания ЦРУ. Именно тогда начнется формирование так называемой "Бригады 2506" (Brigada Asalto 2506) - военизированного формирования, созданного для военного свержения кубинского правительства.

17 апреля 1961 года силами этого подразделения будет осуществлена неудачная высадка десанта в заливе Свиней. История битв, произошедших на пляжах Плайя-Хирона и болоте Сапата, хорошо задокументирована. А цель этой статьи – дать представление о воздушных оборонительных операциях многонациональных кубинских революционных военно–воздушных сил (далее РВВС).

Fuerza Aérea Revolucionaria

В предрассветные часы 15 апреля 1961 года группа бомбардировщиков Douglas В-26 Invader нанесла серию внезапных ударов по трем основным военным аэродромам Кубы:
1. Сьюдад-Либертад (бывший лагерь Колумбия) в Гаване;
2. Сан-Антонио-де-лос-Баньос, к юго-западу от столицы;
3. Международному аэропорту Антонио Масео Сантьяго-де-Куба.

Предполагалось, что атаки будут превентивными и сделают островное государство беззащитным перед предстоящим наземным и воздушным нападением, в котором примут участие 1500 бойцов при поддержке ЦРУ. Атакующие самолеты были практически идентичны самолетам РВВС Кубы с теми же опознавательными знаками. Эта попытка сбить с толку обороняющихся в какой-то степени сработала, но была бы более эффективной, если бы на крылья не нанесли широкие синие полосы. Сделали это для того чтобы не сбить своих.

С 2011 года вся информация собранная ЦРУ о высадке в Заливе Свиней, была рассекречена и находится в свободном доступе.
С 2011 года вся информация собранная ЦРУ о высадке в Заливе Свиней, была рассекречена и находится в свободном доступе.

Первым летчиком, поднявшимся в воздух во время атаки на Сан-Антонио и, пожалуй, единственным, у кого были хоть какие-то разумные шансы перехватить в тот день вражеские самолеты, был лейтенант Альберто Фернандес на истребителе Lockheed T-33 Shooting Star.

"Как только раздались первые разрывы, я побежал к своему самолету. Через мгновение в него попала бомба, и он буквально исчез у меня на глазах. Я запрыгнул в первый попавшийся истребитель, но когда поднялся в воздух, ловить уже было некого. Противник был вне зоны досягаемости.".

Лейтенант кубинских РВВС Густаво Бурзак, летавший на Hawker Sea Fury FB.11, возможно, стал первым человеком, вступившим в бой в одних трусах.

"Очнувшись от воя сирены, я потратил некоторое время на поиски летного костюма и парашюта, но не смог этого сделать. Тогда я помчался на взлетную полосу и прыгнул в первый попавшийся самолет в одних боксерах.".

Может показаться невероятным, но воздушных налетов в тот день больше не было. От слова совсем. Основные силы вторжения прибыли на пляжи южного побережья только 17-го числа, что дало кубинским РВВС целых два дня на подготовку к предстоящему сражению. Летчики в прямом смысле сидели в кабинах своих самолетов наготове, а технический персонал лихорадочно работал, ремонтируя поврежденные машины.

Со временем кубинские РВВС станут самыми мощными в Карибском бассейне и Латинской Америке.

Однако в тот момент это была лишь жалкая тень настоящей военной силы. Подготовка летчиков практически отсутствовала. Почти все имеющиеся машины были непригодны для эксплуатации. Ни кто из них не имел опыта полетов ночью и никакой реальной боевой подготовки. Что там говорить, немногим из них вообще довелось пострелять из пулеметов, не говоря уже о пусках ракет. В своей книге "Operación Puma 2" кубинец из "Бригады 2506" Эдуардо Феррер отмечает высокий профессионализм некоторых летчиков кубинских РВВС:

  1. Энрике Каррераса Роласа. 38 лет, квалифицированный специалист по реактивным самолетам-истребителям, бомбардировщикам и транспортникам. Общее время налета - более 5000 часов, включая повышение квалификации в США.
  2. Луис Сильва Таблада. 35 лет, опытный летчик бомбардировщика с налетом более 4000 часов, включая повышение квалификации в США.
  3. Альваро Прендес Кинтана. 32 года, опытный летчик-истребитель, 2000 часов налета.

Остальные не имели такой квалификации. Самый опытный из них, 27-летний Дуглас Радд, в начале 1959 года проходил подготовку в Штатах. Остальные - это 22-летний Рафаэль дель Пино, 24-летний Альберто Фернандес и 27-летний Густаво Бурзак - обучались на Кубе и практически не летали. Помимо коренных кубинцев было трое никарагуанцев. Альваро Гало, Карлос Уллоа и Эрнесто Герреро, а также несколько чилийцев. Среди них Джек Лагас, который прибыл на остров, чтобы только начать обучение.

Hawker Sea Fury кубинских ВВС в музее Революционных ВВС в Гаване
Hawker Sea Fury кубинских ВВС в музее Революционных ВВС в Гаване

По необъяснимым причинам. До событий апреля 1961 года эффективность технического обслуживания и качество ремонта самолетов не были первоочередными задачами кубинского высшего командования.

Отвечающий за это начальник технического обслуживания авиации капитан Эванс Росалес чуть не поплатился за это. 16 апреля на все самолеты был наложен запрет на полеты, поскольку их состояние не дотягивало даже до минимальных требований по безопасности эксплуатации. После боевых действий Росалеса арестовали и даже обвинили в государственной измене. Над ним состоялся суд, и единственной причиной, почему его не приговорили к высшей мере наказания, стал факт того, что кубинские летчики смогли разгромить врага с удивительной легкостью и минимальными потерями. А благодаря их заступничеству Росалес позже был освобожден.

Вот с таким грозным противником пришлось иметь дело вскормленным ЦРУ кубинским контрреволюционерам. Провал их операции кажется уже куда более понятным. И, конечно же, дело не только в невероятном мастерстве и везении летчиков кубинских РВВС. Среди причин неудачи антикастровской коалиции в Заливе Свиней можно выделить четыре, на мой взгляд, главных проблемы:

  1. Атаки на аэродромы оказались пустой тратой времени. Главная цель бомбардировки - аэропорт Сьюдад-Либертад, где, по сведениям ЦРУ, располагалась главная база РВВС, имелись только зенитные установки и несколько артиллерийских орудий. Как оказалось, на аэродроме месяцами могло не быть ни единого самолета. Если бы американские "шпиёны" отнеслись к операции более ответственно, то наверняка бы выяснили, что главной целью должен был стать аэродром в Сан-Антонио. Именно там находились все боеспособные самолеты и даже летный состав. Пожалуй, это и была самая критическая ошибка. Особенно учитывая тот факт, что бомбардировщики Бригады 2506 не имели задних орудийных башен. Их демонтировали в интересах бомбовой и топливной нагрузки, а оставшиеся курсовые орудия стрелять назад не могли. Неповоротливые и медленные бомбардировщики стали легкой добычей для истребителей T-33 Shooting Star. Если обратиться к американским источникам, то в них говориться о том, что Кастро знал о вторжении и поэтому успел переместить все самолеты. Однако скрыть факт их перемещения было практически не возможно, поскольку каждый аэродром на острове был под контролем агентов управления. Ну не обвинять же ЦРУ в некомпетентности, правда? Скажем, что Кастро все знал от его агентов в Маями. По воспоминаниям кубинских летчиков, даже тех, кто потом переехал таки в США (например Дель Пино) на Кубе представления не имели о дне вторжения.
  2. Следующий фактор, пожалуй, самый спорный в этой теме. Президент Джон Ф. Кеннеди отказался обеспечить воздушное прикрытие наземным войскам, которое ранее обещал Эйзенхауэр. Кроме того, ровно на половину было урезано количество атакующих бомбардировщиков и отказано во второй волне бомбардировок.
  3. Несмотря на ожидания американцев, кубинские летчики оказались большими патриотами, обладающие большой решимостью, смелостью и просто мужеством. Предположение о том, что кубинское население взбунтуется против Кастро, так же было ошибочным с самого начала. Превосходства в воздухе достигнуто не было. Кубинцы продолжали наносить удары по наземным войскам, судам и сбивать бомбардировщики.
  4. Ремонтные бригады РВВС Кубы доказали, что достойны самой высшей награды, которую может предложить страна за успешное выполнение монументальной задачи. Начиная с 17 апреля воздушные операции РВВС стали практически безостановочными (разумеется, в дневное время). Самолеты стали общими, причем в один и тот же день летчик мог подняться на задание на T-33A, а позже пересесть на Sea Fury или B-26. Несмотря на относительную неопытность в бою, в течение четырех дней боёв кубинцы одержали несколько воздушных побед.
Американский Douglas A-26 C Invader окрашенный в цвета ВВС Кубы для вторжения в залив Свиней. Аэропорт Тамиами.
Американский Douglas A-26 C Invader окрашенный в цвета ВВС Кубы для вторжения в залив Свиней. Аэропорт Тамиами.

Viva la Revolucion! ...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
MILITAN

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!