Очередная хорошая трамвайная новость приходит к нам в этот раз из Нижнего Новгорода. Здесь начнут изготовление собственных трамваев. А это значит, что будет развиваться производство и наконец-то заменят убитый временем и жизненными реалиями подвижной состав города.
В начале декабря 2022 года в маленьком городке Ворсма, что на реке Кишме в 62 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, начато производство новых трамваев.
Изготовителем стало совместное российско-белорусское предприятие "Нижэкотранс", которое было зарегистрировано 26 сентября 2022 года. Доля белорусской стороны 30%, российской — 70%. Его учредителями являются три российских компании («Фоксбас», «Экологические проекты» и «АМБ-холдинг») и одна белорусская - «Белкоммунмаш». Трамваи будут выпускать на площадях сборочного производства автобусов FoxBus.
"Нижэкотранс" создано под грандиозный заказ на модернизацию трамвайной системы Нижнего Новгорода. Проблема транспорта в НН назрела остро, поэтому столь радикальное решение вопроса выглядит логичным тем более в контексте недавнего мегаюбилея.
Концессионным соглашением, заключённым 29 сентября этого года между Правительством Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» (дочерней компании АО «Корпорация развития Нижегородской области»), предусмотрены:
- модернизация системы электротранспорта на 50,3 млрд рублей;
- реконструкция 149,3 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанций, капитальный ремонт трех трамвайных депо;
- поставка до конца 2026 года 170 новых полностью низкопольных трамваев: 144 односекционных и 26 трёхсекционных;
- в исторической части города пути предполагается сделать на антивибрационной подушке по технологии "бесшумных рельсов";
- увеличение средней скорости трамвая на 45%, рост пассажиропотока в два раза.
В общем проект крутой, но уже есть много вопросов и ещё больше опасений вызывают будущие свершения. Пока же сконцентрируемся на интересных моментах с презентации нового трамвая "МиНиН" .
Дизайн
Понятно, что за два месяца невозможно придумать нечто новое и прорывное. Также и здесь! По факту на 95% это разработка Белкоммунмаша («Штадлер Минск»): база взята от БКМ-811, а основные черты и переходы маски от Stadler 853.
Конечно, ряд аутентичных элементов передней и задней маски сделали уникальными под этот проект. Очевидно, что итоговый вид масок стал уже совместной разработкой российских и белорусских конструкторов специально для Нижнего Новгорода.
Горьковские инженеры имеют хороший опыт и производственные возможности в работе с пластиком, поэтому решение по обвесам было найдено быстро и симпатично.
Хотя опять таки имеются вопросы практичности и удобства обзора для водителя.
Как видно по первому из 144 односекционных трамваев, что в качестве ливреи выбрано сочетание бежевого и красных цветов с черным разделителем.
Данное цветовое решение является отсылом к прошлому городского трамвая.
Кстати, некоторые элементы дизайна также являются конструктивной ретро-репликой к тому же МТВ-82 или кичёвым новоделам 71-415Р от УВЗ (подробнее по ссылке ниже).
По дизайну есть ещё интересные моменты - о них чуть ниже...
Брендинг
Новый вагон получил интересное название - МиНиН, т.е. как аббревиатура-акроним словосочетания "Минск - Нижний Новгород". А в первую очередь это фамилия знаменитого нижегородца Кузьмы Минина.
Конечно, брендинг спорный. Ведь «МиНиН» как аббревиатура не совсем читаемый, а как имя собственное достаточно не удобен в произношении, веет чем-то китайским ))).
Хотя с другой стороны задача бренда - вызывать эмоции и быть узнаваемым. Думаю, что данное требование выполняется, и это самое важное!
Название "МиНиН" дополнилось и логотипом оленя, который является символом нижегородских земель. Олень получился чуть ошалелым или скорее испуганным. Не знаю, так задумано или нет, но в сравнении с другой местной геральдикой смотрится забавно. Ладно, пока это лишь наклейки, так что посмотрим.
Кооперация
Отрадно, что это совместное предприятие создаётся в условиях текущей внешнеполитической обстановки. Совместная квалификация транспортников союзных государств достаточно высока, что позволяет вместе очень быстро от слов перейти к делу.
В текущем производстве импортные комплектующие составят 7%. Остальные детали в пропорции 70% на 30% производятся в Белоруссии и России. С апреля 2023 года это соотношение должно измениться в пользу российских поставщиков.
На данный момент для производства налажена реальная кооперация. Производители начали взаимные дополняющие поставки друг к другу агрегатов, узлов и компонентов, в частности: группа ГАЗ и белорусский-гигант Холдинг "Автокомпоненты" (головная компания ОАО «БАТЭ», г. Борисов).
Многие специалисты подмечают, что у трамвая должен быть белорусский характер, и отмечают сходство с национальным символом - зубром.
Ещё на тему комплектующих. Мне как технологу приятно указать на глубокую унификацию. Так в трамвайке использованы фары от Газельки Некст.
Салон
На салоне сильно останавливаться смысла не вижу, тут точно ещё переиграют.
Пока лишь замечу несколько странную расстановку части сидений - против движения. Удивляет большой объём центральной накопительной площадки. Что-то надо делать с коробами над тележками, из-за них невозможно нормально стоять, не мешая проходу.
ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:
ПОДПИСЫВАЕМСЯ на канал про города, путешествия, урбанистику, транспорт, стройку и многое другое лишь бы Удобно жить!
Огромная благодарность Вам за лайки, +комментарии под данной статьёй. Это поможет популяризации этого материала. Спасибо Вам!!!