Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..
А.С. Пушкин, "Евгений Онегин".
Популярная в позднем СССР уроженка латвийского городка Цесис Вайкуле Лайма Станиславовна Гомера и Феокрита не бранит - у неё другие мишени для критики. Однако, в своем полёте экономической мысли она заткнула за пояс и Онегина и Смита.
В своём интервью одному из беглых каналов-иноагентов Вайкуле сделала сенсационное признание:
"Я содержала филармонию, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски. Потому что я получала 17 рублей, собирая стадион на 45 тысяч человек. Если кому нечего делать — посчитайте, сколько денег я принесла государству. Фирма “Мелодия” продавала мою пластинку в 20 МИЛЛИОНОВ. Я получила за это 137 рублей, — заявила певица. — Я уже не говорю про Аллу. Алла вообще как человек, музыкант на первом месте, это не о чем говорить. Самая главная звезда России — это Алла. Она всю жизнь отдала сцене и этому народу, но получила обратно плевок. Но не всех, а маленькой, злой и глупой массы... Посчитайте, кто кого содержал и кто кому платил. Я ОТРАБОТАЛА, И Я СОДЕРЖАЛА ВЕСЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. А АЛЛА СОДЕРЖАЛА ВСЮ ЭТУ РОССИЮ, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить..."
Было бы несправедливым отрицать, что в свое время Вайкуле пользовалась определенной популярностью. Об этом говорят звания Заслуженной артистки Латвийской ССР, Народной артистки Латвийской республики. В 2011 году она награждена российским Орденом Дружбы "за большой вклад в развитие и укрепление российско-латвийских культурных связей, популяризацию современной российской музыкальной культуры в Латвийской Республике".
Однако, то же чувство справедливости заставляет усомниться в словах о тираже в астрономические 20 миллионов пластинок фирмы "Мелодия". Сомнения в этом тираже оправдались.
Ничего личного только цифры и факты. У Вайкуле на фирме "Мелодия" вышла только ОДНА грампластинка:
ПЕСНИ РАЙМОНДА ПАУЛСА И ИЛЬИ РЕЗНИКА ПОЁТ ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ
- Номер в каталоге: MEL CO 0672
- Дата выпуска: 1988
- Первый тираж 35 000 (Апрелевский завод, заказ №525)
Это обычная практика - сначала выпускали первый тираж (как правило в Апрелевке), а потом по заказам торговых сетей размещали дополнительные заказы. Так произошло и с единственным диском Вайкуле, который выпускали еще на Рижском, Ленинградском и Ташкентском заводах разными тиражами. Если кому-то интересно, то я могу в комментарии выложить данные всех тиражей по всем заводам.
Всего набралось 55 тиражей с общим количеством 1 585 490 экземпляров. Это тоже не мало, но никак не 20 млн. Для сравнения: группа "Зодиак" из Риги, которая исполняла тогда электронную "космическую" музыку на "Мелодии" была выпущена тиражом 6 133 600 экземпляров. Вспоминается один персонаж из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", когда он говорил о "нажитых непосильным трудом" и похищенных ценностей: "Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая... три..."
Не все сейчас уже помнят, но свою славу и деньги Лайма зарабатывала не только (или не столько) в студиях звукозаписи. Ей хорошо давались контакты со своей аудиторией лицом к лицу или чему там ещё:
В 1970-х годах Вайкуле пела в ресторанах на черноморских курортах. Одно время выступала в Ялте в ресторане «Ницца». Там во время отдыха её заметила начальница главного управления торговли Юрмалы Марина Затока. С января 1979 года по декабрь 1984 года выступала в варьете Jūras pērle («Морская жемчужина») в курортной Юрмале. Сначала она пела в танцевальном оркестре, потом стала солисткой варьете. Также выступала в ресторане гостиницы «Юрмала». После, в середине 80-х её пригласили работать в недавно открывшуюся гостиницу «Латвия» в Риге, в бар «Мелодия».
"Я вышла на Пикадилли, слегка ускоряя шаг..." Кстати, за улицей Пикадилли в Лондоне начинается район Сохо, известный своими домами терпимости, магазинами для взрослых и микроскопическими кинозалами со специфическим репертуаром.
Сам собой возникает вопрос: если эта могучая мадам вместе с т.н. "примадонной" могли содержать весь Советский Союз с почти 300-миллионным населением, которое по словам Юрия Визбора делало "ракеты и перекрыло Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей", то почему не получается повторить это в скромных масштабах Латвии?
А теперь, друзья, не стесняйтесь ставить "лайки" и оставлять толковые комментарии. Подписывайтесь на этот новый канал, т.к. часть материалов доступна только подписчикам. Отдельная благодарность разместившим ссылку на эту статью в соцсетях.