Найти тему
ЧС ИНФО

«Ювелирный» крестик Сергея Рыленко

Зачастую, когда видим вышитые картины или узоры, мы представляем себе женщин в креслах-качалках, вышивающих в тихом уголке. Однако эти представления далеки от действительности ― в Сибири, пусть их и по пальцам пересчитать, есть мужчины, которые из ниток и полотна создают настоящие шедевры. Один из них ― житель Новосибирска Сергей Рыленко. Он нашёл для себя необыкновенное хобби — вышивание крестиком. И не простым, а «ювелирным», петитом.

Первая картина

Завтра Сергей Рыленко отметит своё 60-летие. По профессии радиофизик, начал рукодельничать ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века. На тот момент Сергей Викторович вместе с женой жили в общежитии. Он с детства не умел бездельничать ― постоянно руки были чем-то заняты. Лежать на диване и смотреть телевизор после рабочего дня ― не в характере Сергея.

-2

«Если читать, то тогда жена останется без внимания. Мы всегда старались находить совместный досуг. А она у меня тоже рукодельница, ― вспоминает Сергей Викторович. ― Где-то ей помогаешь, что-то сам предлагаешь… А когда дочка родилась, так хотелось ей что-то эксклюзивное сделать. В те времена красивую одежду сложно было найти». И вышивки заботливого отца появлялись везде ― от блузок до платьев. «Только не подумайте, что я занимался исключительно «женскими» делами, ― говорит Сергей Викторович. ― То, что мужик должен делать по дому, это само собой, разумеется, делается. Но нельзя же постоянно пилить, строгать, долбить».

Однажды Сергею Рыленко попала в руки энциклопедия «Рукоделия мира». Макраме, фриволите, ришелье ― овладел разными техниками, но по душе больше пришлось вышивание крестиком. Центральное место на стене в гостиной занимает самая первая его работа. Небольшого размера картина, с вышитыми луговыми цветами, выполнена мельчайшим крестиком. И, как он объяснил позже, и не крестик это вовсе, а полукрест ― петит. «Супруге моей понравилась картинка, и попросила меня вышить, ― рассказывает Сергей. ― В те времена, что такое канва, мы не знали. Вышивали, из чего могли. Уж не помню откуда тогда нитки взял, а в качестве полотна использовал отрезок простыни».

В начале девяностых Сергей со своей семьёй переехал в Сибирь, в Новокузнецк. Новая работа, ремонт новой квартиры ― времени для вышивания практически не оставалось. Изредка получалось творить, а потом и вовсе перестал. Так и случился перерыв в рукоделии лет на 15 лет. Работа у Сергея была на тот момент, как он говорит, такая, что редко дверь в кабинет закрывалась. Работал он начальником учебного отдела в Кузбасском институте Федеральной службы исполнения наказаний России.

По роду деятельности приходилось общаться с большим количество людей, ― коллегами, студентами, преподавателями, а также решать множество организационных вопросов. И занятие вышивкой вновь стало, своего рода, разрядкой после рабочего дня. Времени удавалось выкроить на любимое дело немного ― час-два. И о своём увлечении особо не распространялся.

«Ювелирный» крестик

-3

Однажды жена Сергея Татьяна вместе с дочерью подарили набор «Вечерний звон» и впридачу ― станок для вышивания. Так у вышивальщика начался новый творческий этап. С тех пор рукоделие плотно вошло в график вечеров, и результатом шустрой иглы Сергея стала большая картина «Орёл». Вскоре семью Рыленко ждал новый переезд, только теперь в самое сердце Сибири ― в Новосибирск, где он вступил в клуб «Вышивальщицы Новосибирска». Как Сергей Викторович сам говорит, у новосибирских вышивальщиц он почерпнул много техник и идей, в том числе и как оформлять свои картины. Хотя «ювелирные» крестики в его технике вышивания появились задолго до переезда в этот город.

-4

Идея уменьшать размеры вышивок возникла по нескольким причинам. «Во-первых, если бы я вышивал полноразмерным крестом, то стен в моей квартире не хватило бы, чтобы разместить все картины. А держать их в рулоне жалко ― хочется всё-таки видеть результат. Вторая причина мелкого вышивания ― попытка сделать эксклюзивные украшения для жены и дочки ― кольца, серьги, браслеты. Мелкая вышивка вроде удаётся, а вот оформление, увы, пока не очень», ― говорит Сергей.

Технике мелкого вышивания способствовала и тяга к моделированию ― созданию копии в уменьшенном масштабе. Профессиональная деятельность Сергея Рыленко также была тесно связана и с IT-технологиями. В своё время он, работая айтишником в сфере торговли, даже написал бухгалтерскую программу, которая была востребована специалистами с десяток лет. Попробовав самые разные наборы для вышивания, со временем пришёл к тому, что сам начал делать схемы с помощью компьютерных программ. «Картины «Жница» и «Северный орёл» по мотивам К. Васильева — это мои разработки, ― говорит Сергей Викторович. ― Выбираю картину и с помощью компьютерной программы делаю схему ― чищу, собираю, компоную. Исходную схему для картины «Пионы» я тоже сам дорабатывал. Я дорисовал бутоны до нечётного количества. Или вот эта картина ― «Ирис». Если бы я вышил её по исходной схеме, то в натуральную величину она получилась бы на всю стену».

-5

Сюжеты для брутальной вышивки

Основной вдохновитель на будущие шедевры ― жена, вся цветочная тематика картинной галереи Сергея Рыленко посвящена ей. Она же порой и ставит окончательную точку в выборе будущих работ. «Порой доходит до такого, что жребий бросаем, чтобы выбрать схемы следующей картины. Пишем на бумажках названия будущих работ, перемешиваем и вытаскиваем. Всё ― претендент определён, и начинает вышивать», ― говорит Татьяна.

-6

Идеи рождают и праздники. К Новому году Сергей каждый год старается вышить то игрушку на ёлку, то другой новогодний декор. В прошлом году в доме появился паровозик. Три разноцветных вагона, вышитые мелким крестиком, колёса ― пуговицы. Новогодний поезд очень полюбили внуки. Заботливый дедушка смастерил его для конфет, печенек и орешков, которые он складывает туда в Новый год, а по легенде, конечно, их приносит Дед Мороз. Мелкие работы он делает «под случай»: жене украшения ― серьги и кольца вышивает или же на одежду что-нибудь. Кстати, для внуков Сергей вышивает на рубашках любимых героев мультфильмов. Татьяна с удовольствием показывает результаты, как она сама говорит, её «женских капризов». Вот на джинсовом пальто — вышит попугай. Птица очень гармонично смотрится, и делает вещь действительно дизайнерской.

Сюжеты брутальной вышивки Сергей Рыленко находит сам. «В первую очередь руководствуюсь неизбитостью сюжета. Если по этой схеме все вышивают, то мне неинтересно. Мелкие сюжеты выбираю из чисто практичных соображений — куда это применить. Если пока некуда, но нравится, то убираю в копилку. Крупные работы выбираю по реалистичности, не люблю простые и неестественные изображения. Скучно вышивать однотонное полотно, начинаю засыпать», ― улыбается Сергей Викторович.

-7

Стереотипов касательно мужского и женского в обществе действительно предостаточно, и Сергею приходится постоянно с этим сталкиваться. Одна из самых любимых работ, которая уже несколько лет занимает почётное место в интерьере — это «Северный орёл». В некоторой степени он ассоциирует этот дизайн с самим собой. В коллекции вышивальщика есть и натюрморты. И они, скажем так, чисто мужские. У Сергея Викторовича есть целая серия картин, на которых центральное место занимает алкоголь. Причём сначала он вышил картины с пивом и закусками, а далее натюрморты «покрепче». Коллеги по вышивальному цеху даже шутят: начал со слабоалкогольных напитков и закончил креплёным алкоголем.

Сергей не подразделяет сюжеты вышитых картин по гендерным признакам. «А что значит мужские или женские сюжеты? Картины «Жница» или «Нежданная встреча» Константина Васильева — к какому отнести?» ― спрашивает Сергей и тут же отвечает. ― «Мимишные» сюжеты, возможно, больше женские, да и то не всегда. Пейзажи, натюрморты, цветы… Они же бесполые, независимо от автора сюжета».

-8

И всё-таки есть особенности, которые отличают мужчину и женщину в вышивальном деле. «В основном, это стремление женщин к красоте инструмента и рабочего места. Меня больше интересует удобство и практичность. Многие вышивальщицы любят считать: сколько в день, в месяц они вышили крестиков. Я такими делами не занимаюсь ― не веду подсчёт крестикам. Для меня главное конечный результат ― готовая работа», ― говорит он.

Секреты шустрой иглы

Мелкие работы Сергей не считает, а больших у него ― порядка сорока. «На картины побольше у меня уходит порядка девяти месяцев, на меньший размер ― два-три месяца, ― рассказывает он о сроках изготовления работ. — Вот картина «Зодиак», которую я сейчас вышиваю, готова больше чем на 60 процентов. Почти три месяца над ней работаю. Она как-то быстро идёт. Планирую вставить в раму часовой механизм и оформить ее в часы».

-9

На станке у вышивальщика стоит ноутбук со схемой картины фэнтезийной тематики. Сергей Викторович любит фантастику, и даже в момент вышивания отдаёт предпочтения телевизионным программам или фильмам этого жанра. Одно другому не мешает. И по меркам вышивальщиков Сергей ― мастер шустрой иглы. Главный секрет ― создать удобное рабочее место и выбрать подходящий способ вышивки. «Станков я перепробовал множество. Настольные, напольные… Методом проб и ошибок понял: надо брать полезное и удобное на практике, а не следовать веяниям моды». Заводские станки он все отправил в чулан. И сделал свой. Карусельный органайзер для ниток тоже сам смастерил. «Пусть, возможно, неказистые, без гламурности. Главное, что мне удобно», ― отметил Сергей. К слову, станок выполнен аккуратно, со знанием дела, и, самое главное, он позволяет вышивальщику работать сразу двумя руками, а не одной, как на классических пяльцах.

Есть несколько идей, которые Сергей Викторович пока отложил в копилку будущих работ, в ближайшем будущем он планирует «набить руку» в оформлении вышивкой украшений ― серьги и броши, браслеты. Для этого осваивает работу на фрезерном станке с ЧПУ. А ещё есть заказ от жены ― вышить огромный ковёр на стену. Фэнтези, космос, пейзаж… Тематика будущего шедевра ещё на стадии обсуждения. Однако близкие уверены, что с этой задачей мастер «ювелирного» вышивания легко справится.

-10