Найти тему
АиФ–Барнаул

Новые проекты. Упрдор «Алтай» об итогах юбилейного для Чуйского тракта года

   Федеральные дорожники достойно встретили праздник, реализовав ряд значимых объектов.
Федеральные дорожники достойно встретили праздник, реализовав ряд значимых объектов.

Главный и самый крупный объект ответственности Упрдор «Алтай» в Алтайском крае – легендарный Чуйский тракт – отметил в 2022 году столетний юбилей присвоения ему статуса дороги государственного значения. Федеральные дорожники достойно встретили праздник, реализовав ряд значимых объектов, ставших подарком не только юбиляру, но и, прежде всего, жителям региона. Если отталкиваться только от сухих фактов и цифр, то всего расширили впервые в истории сразу 25 км тракта, выполнив работы на его четырёх участках.

Таких объёмов дорога ещё не видела

В 2022 году из двух полос в четыре расширили 25 км Чуйского тракта в крае. При этом его протяжённость по основному ходу в регионе – 304 км. Ранее работы по расширению тоже проводились, однако подобных объёмов дорога не видела.

Если подробнее о каждом из четырёх участков, то первый – от границы с Новосибирской областью в сторону Барнаула, в Тальменском районе. Проезжую часть расширили до 14 метров: четыре полосы по 3,5 м каждая. Для повышения безопасности дорожного движения встречные потоки разделили металлическим барьерным ограждением, построили разворотные петли в районе Новоеловской птицефабрики и на 149 км, неподалёку от райцентра. Для удобства местных жителей возле населённого пункта Красный Боец оборудовали заездные карманы для общественного транспорта, установили новые остановочные павильоны и освещение на пешеходном переходе.

Следующий по мере движения к Барнаулу – объект реконструкции (км 173 – км 183) возле населённого пункта Озерки и одноимённой станции. Первые пять километров ввели в строй досрочно, а в мае весь участок открыли для движения транспорта по постоянной схеме – по четырём полосам. Помимо строительства четырёх полос проект включал возведение двухуровневой транспортной развязки с путепроводом протяжённостью 83 метра в районе станции Озёрки и строительство подземного пешеходного перехода возле одноимённого села. По оси дороги смонтировали металлическое барьерное ограждение и линию электроосвещения.

В Горный Алтай – без заторов

Очередной участок – по направлению от Новоалтайска в сторону Бийска, возле посёлка Нового (км 212 – км 216). Он выходит к уже открытой этой весной «четырехполоске». Это решит проблему на наиболее загруженном участке Чуйского тракта, где в туристический сезон образовывались заторы из-за резкого роста интенсивности транспорта. Эффект автомобилисты почувствуют уже будущей весной, возвращаясь из Горного Алтая: движение по четырём полосам теперь начинается почти от поворота на Жилино и дальше – до краевой столицы.

Ещё один участок расширения – за Баюновскими Ключами (км 230 – км 234), работы на нём начались в этом году и завершаются досрочно, с опережением на год. По контракту ввод должен был состояться в ноябре 2023-го. Существующую дорожную одежду усилили, построили ещё две полосы, встречные потоки разделили барьерным ограждением. Привели в порядок обочины и три водопропускные трубы. Установили два новых остановочных павильона, построили 1,2 км линии электроосвещения, пешеходный переход со светофорным регулированием, чтобы обеспечить безопасность местным жителям, пользующимся общественным транспортом. От остановок до пешеходного перехода и поворота на садоводство «Огоньки» построили тротуары.

   Фото: Упрдор "Алтай"
Фото: Упрдор "Алтай"

По программе реконструкции

В плановом порядке прошёл рабочий сезон для федеральных дорожников на подведомственных трассах А-321 и А-322.

Напомним, что трасса А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан получила федеральный статус в сентябре 2020 года. На тот момент в нормативном состоянии находилось только 20% дороги: 78 км из 389 км.

Федеральные дорожники, взяв её под крыло, предварительно составили программу реконструкции. Уже в прошлом сезоне в рамках её реализации привели в нормативное состояние 41 км. Далее разработали проектную документацию на 26,8 км капитального и 14,4 км текущего ремонта.

За последние два года только по статье «Содержание дорог» устранили локальные повреждения покрытия на площади 200 тысяч кв. м и восстановили более 100 тыс. кв. м обочин.

В 2022 году завершили капитальный ремонт на участке км 158 – км 167 в Мамонтовском районе, начатый годом ранее. В частности, конструкцию дорожной одежды усилили по технологии холодной регенерации, уложили новые слои из асфальтобетона, отремонтировали 11 водопропускных труб, чтобы система водоотвода лучше справлялась с пропуском паводковых вод.

Также дорожники привели в соответствие нормативам радиус поворота возле села Буканское, который раньше не обеспечивал необходимый уровень безопасности. На пересечении с региональной дорогой по направлению к Покровке устроили кольцевую развязку. Такая мера позволит исключить дорожно-транспортные происшествия с тяжёлыми последствиями, случавшиеся из-за несоблюдения очерёдности проезда и высокой скорости автомобилей, двигавшихся по главной дороге.

Кроме того, на 59 км автодороги А-321 (обход Павловска) завершили ремонт моста через реку Касмала. На объекте отремонтировали балки пролётных строений, заменили опорные части, а сами опоры восстановили. Для обеспечения безопасности конструкции в период весеннего паводка на промежуточных опорах устроили ледорезы. Построили тротуары по обеим сторонам, оградив их от проезжей части. Смонтировали водоотвод и лестничные сходы.

   Фото: Упрдор "Алтай"
Фото: Упрдор "Алтай"

По передовым технологиям

На федеральной трассе А-322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан капитально отремонтировали мост через Большую Калманку на 69 км. Переход длиной более 50 м построили в уже далёком 1970 году, последний ремонт здесь проводили в конце 90-х. Чтобы привести его в соответствие современным требованиям, усилили опоры, применив передовую технологию устройства буронабивных свай. Также отремонтировали балки пролётных строений и установили дополнительно 12 новых. Благодаря этому проезжую часть моста расширили с 10 до 11,5 метра, дорожное полотно покрыли щебеночно-мастичным асфальтобетоном, установили металлическое ограждение безопасности.

В целом же необходимо отметить, что юбилейный год Чуйского тракта не стал простой формальностью для федеральных дорожников: они с предельной ответственностью отметили его ударной работой, беспрецедентной производительностью и неизменно высоким качеством результатов труда.

И в заключение – о планах. Только за 2023–2024 годы дорожные строители планируют расширить ещё 44 км Чуйского тракта. При этом на 28 км – работы уже начали и в 2022-м продолжали. В следующем же сезоне стартует реализация проекта по строительству ещё на двух участках общей протяжённостью 16 км.

Если же заглянуть в отдаленную перспективу, то Чуйский тракт уже к 2035 году планируется сделать полностью четырехполосным.

Справка

Первый четырёхполосный участок на Чуйском тракте построили под Бийском в конце 1980-х. Несколько лет назад капитально отремонтировали, повысив транспортно-эксплуатационные характеристики до современных нормативов и разделив встречные потоки. В последующие годы, с 1990-го по 2015-й, построили ещё 50 км тракта в четырёхполосном исполнении. То есть темпы строительства в среднем – два километра дороги в год. В период с 2016 по 2020 гг. работы в крае шли только на участке в Тальменском районе, где возвели новый мост через Чумыш и две двухуровневые транспортные развязки, протяжённость участка составила девять километров, или примерно по 1,8 км в год. В этот период Упрдор «Алтай» выполнял задачи по расширению Чуйского тракта на въезде в соседнюю Республику Алтай. Темпы начали значительно расти с 2021 года, только за последние два года, включая нынешний, ввели в строй 32 км, то есть с максимальных двух в год до 16.