Досмотрела сериал «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Он является антологией: каждая серия – новая история от нового режиссера. Формат не оригинален для жанра, вспомним хотя бы «Мастеров ужаса» или «Байки из склепа». Сам дель Торо приложил руку только к первому и восьмому эпизодам и выступил в качестве продюсера проекта, однако везде прослеживается его узнаваемый визуальный стиль (ох уж эти монстры). Ещё немаловажный факт, что почти все сюжеты имеют литературную основу.
Итак.
Серия первая. Мне показалась интересной идея с комнатами на складе в качестве лутбоксов. Я полезла гуглить и узнала, что в США и Европе давно существует такая практика. Люди арендуют контейнер и привозят туда ненужные вещи или вещи, которые некуда пристроить в доме. Потом, если человек перестает платить за аренду или в течение определённого срока забывает это сделать, контейнер со всем скарбом переходит в собственность аукционистов. А те разыгрывают их между желающими с молотка. Наш главный герой зарабатывает такими покупками себе на жизнь, перепродавая ценности. Личность он весьма неприятная. Бывший военный с ПТСР, хам, равнодушен к чужим бедам, жаден, скидывает вину за свои неудачи на других. И тут ему выпадает джекпот в виде сокровищ старичка-нациста. И понеслось: оккультизм, таинственные секты, демоны, убийства, зловещие тайны прошлого. Казалось бы, из такого набора можно слепить конфетку, но ближе к концу серия превращается в комедию абсурда. И не похоже, что так было задумано.
Отдельно хочу отметить, особо чувствительные могут углядеть нечто под названием «повесточка». Её не больше, чем в любом произведении маэстро, начиная с двухтысячных. В каком из них не было мерзкого мужика или угнетения латиноамериканцев?
Серия вторая. За основу взят рассказ американского писателя Генри Каттнера «Кладбищенские крысы». Кстати, я заметила, что в конце появляется прям-таки лавкрафтианская атмосфера. Оказывается, Каттнер переписывался с Лавкрафтом и вдохновлялся его произведениями, отсюда и такое пересечение. Вообще история мне показалась некой смесью готического романа и притчи. Образ ГГ гиперболизированный, карикатурный. Этакий глуповатый, но хитрый и жадный воришка, который постоянно попадает в неприятности, молит бога о спасении, клянется вести праведную жизнь, спасается и тут же снова грешит. А ворует он у самой беззащитной прослойки населения – у покойников. Главными антагонистами серии выступают крысы. Я не в восторге от этих созданий, поэтому смотреть было неприятно, но азарт узнать, чем же все-таки закончится путь салемского расхитителя гробниц, сохранялся. В общем финал держал в напряжении, но развязка была немного клишированной.
Серия третья. Также имеет литературный источник в виде рассказа американского писателя Майкла Ши «Вскрытие». И этот автор вдохновлялся Лавкрафтом и даже брал его существ в свои произведения (впору назвать сериал «Кабинетом редкостей Говарда Лавкрафта»). История похожа чем-то на скандинавский детектив с примесью научной фантастики.
Серия четвертая. По рассказу Эмили Керрол (не нашла его в сети, зато она рисует потрясающие комиксы). От эпизода сильно повеяло «Байками из склепа». Героиня не может найти место в жизни: на работе она белая ворона, муж не замечает, а из телевизора то и дело звучат рекламные лозунги о том, как важны красота и молодость – только по мнению женщины, она совсем не красотка, а потому – жизнь не удалась. Её психологическое состояние сильно ухудшается после посещения рождественской вечеринки одной из коллег. Там же появляется второй главный герой – крем. Ну тут будет интрига). Мне очень понравилась последняя сцена, актриса просто божественно отыграла внутреннее противоречие: вот новая ты, но к ней ли ты стремилась на самом деле?
Серия пятая. Самая любимая. Она уже основана на произведении самого Лавкрафта «Модель Пикмана». Мне понравилось тут все: актерское мастерство (не зря главную роль исполнил Бен Барнс), атмосфера и финал. В Аркхем приезжает таинственный художник после просмотра работ которого, человек погружается в безумные галлюцинации. Серия наполнена пространными разговорами о пустоте, страхе и безумии. Монстры осязаемы, но самое страшное происходит в головах персонажей. Ну и да, давно не видела, чтоб в ужасах рискнули так поступить с детьми.
Серия шесть. По рассказу «Грезы в ведьмовском доме» (угадайте, кого?). Звезда эпизода – Руперт Грин. Уолтер в детстве потерял сестру и столкнулся с потусторонним миром. Ведомый чувством вины, много лет спустя он ищет способ еще раз заглянуть за завесу. В истории косвенно затрагивается повальное увлечение людей спиритизмов в конце XIX – начале XX веков. Кстати, советую на эту тему книгу Уильяма Линдсей Грешема «Аллея кошмаров». Её экранизацией тоже занимался дель Торо.
Наш протагонист все-таки находит способ общения с усопшими. Он попадает на собрание людей, которые пьют сок кактуса и оказываются в лесу мертвых. Там и происходит семейное воссоединение. Однако эффекта снадобья хватает ненадолго, и герой заходит все дальше в попытках научиться путешествовать между измерениями.
В конце много экшена, само повествование становится похоже на сказку (мне, например, привиделась атмосфера «Гензель и Гретель». А вывод прост: надо уметь отпускать прошлое.
Серия седьмая. В первую очередь интересна своей стилизацией под хорроры 70–80-х годов. Музыка, фильтры. И уже во вторую сюжетом: богатый маньяк приглашает гостей в свой дом, чтобы потом изощренно с ними что-то сделать (тоже нередкий троп для ужасов того времени). Еще мне почудился легкий закос в тарантиновские диалоги. Вообще эпизод полон диалогами на разные темы: от философии до модных течений в поп-культуре. Диалогами, которые раскрывают личности персонажей. Половина серии – это диалоги. А другая – сюрреализм. Прикольный треш вышел.
Серия восемь. Повествует о паре орнитологов, потерявшей ребенка. Здесь много психологизма, переживания потери.
Хочу подытожить: мне понравился сериал. Понравилось, что за время действия брали разные эпохи, что многие серии пропитаны атмосферой Лавкрафта, то, как играли актеры, визуальная составляющая: монстры интересные, хоть и иногда сказочные. Но больше то, что чудовища отходят на второй план. Ведь сквозь весь проект идет тема психологических травм и человеческих пороков: жадность, чрезмерное любопытство, одиночество, комплексы, стремление найти свое место в коллективе, неумение отпускать прошлое. И литературная основа делает сериал глубже. Советую всем любителям жанра.