Один из моих любимых фильмов "Планета K-Pax" 2001 года с Кевином Спейси и Джефом Бриджесом имеет достаточно сумбурную историю появления на свет
Аргентинский Тарковский
Фильм снят по книге, сюжет которой почти полностью заимствован из аргентинского фильма 1986 года "Человек, глядящий на юго-восток". Фильм в свое время номинировался на "Оскар" как лучший иностранный, но не прошел. Что, однако, не помешало американскому писателю Джину Брюеру воспользоваться его сюжетом для своего романа.
Но на этом заимствования не кончаются, ибо без них не обошлась и оригинальная аргентинская лента 1986 года. При просмотре "Человека, глядящего на юго-восток" сразу же понимаешь, что его режиссер Элисио Субиела - большущий фанат нашего кино, особенно, Тарковского. Тарковский узнается буквально в любых мелочах: в медленном движении камеры, в эстетичном запустении (так психушка у Субиелы весьма живо напоминает некоторые кадры "Ностальгии"). Сцена, где инопланетянин Рантес телекинетически двигает тарелки, заставляет вспомнить, как Мартышка в "Сталкере" двигает стаканы. Все очень красиво, размеренно, меланхолично. Хотя, одним только визуалом "тарковщина" у Субиелы не исчерпывается. Она видна и в саундтреке и в сценарии, и в персонажах, которые для темпераментных аргентинцев слишком уж много рефлексируют - не хуже русских. Любой из диалогов доктора Дэниса и его пациента инопланетянина Рантеса можно сравнить с диалогами из фильмов Тарковского.
Сходства и различия
Что же насчёт сюжета, его сходства и различия с "Планетой Ка-Пэкс"? Если в "Планете" так и невозможно точно сказать, кто такой герой Кевина Спейси: действительно пришелец Прот, или сдвинувшийся на почве гибели жены и детей Роберт Портер, то с "Юго-восточным человеком" все немного иначе. Создатели аргентинского фильма ни капельки не скрывают, что Рантес - некий мессия, явившийся, на Землю, чтобы сделать человечество лучше. Есть у него и сверхспособности: тот же телекинез. И на органе он играет не хуже самого Баха.
- Если вы действительно пришли к нам с миссией, почему тогда вы здесь? - спрашивает его доктор Дэнис. И Рантес отвечает:
- А где ещё по-вашему можно свободно и открыто говорить правду, если не в сумасшедшем доме? Ведь если я начну говорить ее на улице, то немедленно окажусь здесь.
Не чувствовать, но реагировать
Рантес не умеет чувствовать, но в отличие от большинства людей, умеет адекватно реагировать: если его соседу холодно - он даст ему куртку. Если тот хочет есть - поделится едой, и пр. Большинство людей, включая самого доктора Дэниса, так не могут и из-за этого страдают.
Как и за Протом в "Ка-Пэксе" за Рантесом ходят толпы сумасшедших, которым он помогает. Правда в аргентинском фильме не в пример американскому они обезличены: ни имен, ни характеров, ни историй.
Если Прот - добродушнейший поедатель бананов с кожурой, то Рантес намного жёстче и рациональнее и больше философ. Как я уже упоминал, он не умеет чувствовать, поэтому в анатомическом театре больницы препарирует мозги покойников, чтобы разобраться в природе человеческих чувств.
Два доктора
Ещё больше не похожи друг на друга доктор Дэнис в "Человеке..." и доктор Пауэл в "Ка-Пэксе". Оба рационалисты, которые ни в мессий ни в пришельцев не верят, у обоих семейные проблемы, но на этом их сходство и заканчивается.
Персонаж Джефа Бриджеса доктор Пауэл - человек искренний. Он, хоть и исходя из своего разумения, но честно пытается помочь Проту и другим пациентам. Чтобы получить информацию о Проте пока не поздно, он даже мчится на другой конец страны, из Нью-Йорка в Альбукерке. Он способен на принятие и положительную трансформацию, которая в итоге с ним и происходит.
Его аргентинский предтеча доктор Дэнис больше всего напоминает мне Писателя или Ученого из "Сталкера", которые видели чудо, прикоснулись к чуду и даже отметили умом: "да, это, пожалуй, чудо", но остались при своем. Нудные высокопарные циники до Зоны и точно такие же после нее, сколько бы сталкер ни заламывал руки, жалуясь жене: "они ни во что не верят!"
Доктор, почему ты меня оставил?
Доктор Дэнис подобно большинству героев Тарковского представляет собой монумент, застывший в собственном восприятии. Все его жизненные радости сводятся к ежевечерней выпивке, игре на саксофоне (как тут не вспомнить нашу "Гибель сенсации"1935 года!) и просмотру кинопленки из прошлого. Рантес всеми силами пытается его расшевелить, но разве возможно это с персонажем-монументом из фильма Тарковского? Доктор Дэнис работает с ним отчасти из любопытства, отчасти из опостылевшего профессионального долга. Ничего удивительного, что он предает Рантеса, которому приходится повторить библейское: "Доктор, почему ты меня оставил?" Предает не по злобе, не из идейных соображений, а только из-за страха перед начальством. А в финале, когда Рантес на барбитуратах становится овощем, доктор лицемерно утешает его: "Ничего, все будет хорошо. Мы тебя вылечим".
"И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат", - как говорилось в другой известной картине.
И наконец
"Человек, смотрящий на юго-восток" очень красиво и эстетично снят. У него масса достоинств. Его по праву можно отнести к разряду высокого интеллектуального кино, к которому "Планету Ка-Пэкс", пожалуй, не отнесешь. Но "Планета", несмотря на факт плагиата, мне намного ближе, потому как она про исцеление, а не про то, как сохранить болезнь, держа в руках лекарство. Фильмы Тарковского как раз о втором. Именно за это я их не люблю.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус