Найти тему

Релоцироваться нельзя остаться: как поддержать сотрудников при переезде

Оглавление

Скажем прямо, переезд — тяжелое испытание для любого человека. И что всегда делает этот процесс еще более трудным, так это неопределенность и страх того, что что-то может пойти не так.

С конца февраля 2022 года десятки тысяч россиян уехали из страны, среди них много специалистов, которые продолжают работать на российские организации, а отдельные компании сами инициировали релокацию своих сотрудников. Что важно учесть в процессе подготовки, как правильно вести коммуникацию и наладить процесс адаптации узнаете из нашей статьи, где мы собрали 5 советов о том, как поддержать сотрудников во время переезда.

Релокация, или релокейт — это перемещение бизнеса из одной страны в другую, либо переезд части сотрудников компании в другую страну или в пределах одной. Почему бизнесу может понадобиться «паковать чемоданы»? Классическими причинами перемещения могут быть:

  • Нестабильность в политической сфере, затруднительные экономические, социальные условия для жизни и ведения бизнеса в стране. В 2022 году именно эта причина — одна из ключевых для российских компаний.
  • Поиск новых рынков, расширение бизнеса, открытие дочерних компаний или филиалов, на работу в которых направляют часть квалифицированных специалистов из другой страны.
  • Поиск юрисдикций с более дешевой рабочей силой или с более низким налогообложением для оптимизации расходов компании.

Но независимо от причины переезда, нужно быть готовыми к тому, что это процесс сложный, шероховатый, недешевый, и, конечно, довольно трудный со многих сторон: юридической, технической и моральной. И вот как подойти к нему правильно:

Внимание к деталям

Учитывая беспокойство, связанное с процессом переезда, а также то, насколько сложно учесть все тонкие места, крайне важно начать планировать релокацию заранее. В идеале выделить на подготовку где-то от шести до двенадцати месяцев, но увы, реалии таковы, что во многих ситуациях такое количество времени — непозволительная роскошь.

Но даже если вы ограниченны во времени, главное — правильно расставить приоритеты и распределить ресурсы. В какую страну сотрудникам будет удобнее релоцироваться? Какие нормативные документы нужно изучить? Как выплачивать налоги, оформлять сотрудников? Это лишь незначительная часть того, о чем надо узнать как можно раньше. Отдельное внимание нужно уделить документам, которые понадобятся на новом месте. Вот перечень самых важных из них:

  • загранпаспорт;
  • виза (зависит от страны для переезда)
  • документы об образовании;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, подтверждающие имущественное положение и источник происхождения средств.

Конечно, это неполный список, к тому же, в каждой стране требования могут отличаться, но просто хотим сделать акцент на том, насколько важно со всей серьезностью подойти к подготовке переезда.

-2

Коммуницируем грамотно

Релокация — это очень серьезное изменение, и важно давать сотрудникам правильный посыл, который снизит стресс и поможет им пройти адаптацию легче и быстрее. Сотрудники, которые будут релоцированы, должны знать обо всем заранее.

Для начала, проведите общее собрание, чтобы подробно обсудить все моменты. Пригласите собственников, топ-менеджеров, HR-специалиста, и, конечно, юриста. Важно обсудить цели релокации, разобраться в юридических тонкостях, обсудить возможные риски и понять, как можно их избежать.

Найдите для релокантов консультантов по вопросам переезда, которые смогут объяснить, как обустроить жизнь на новом месте (арендовать жилье, открыть счет в банке и другие моменты). Не будет лишним организовать консультации по налогам, а также по нюансам получения виз, вида на жительство и т.д.

-3

Чтобы у сотрудников всегда под рукой были ответы на злободневные вопросы, можно сделать отдельный блог или раздел на вашем корп.портале для релоцирующихся, где будет собрана вся информация, которая может потребоваться. Своего рода гайды для переезжающих. И да, важно, чтобы люди всегда получали ответы на свои вопросы, даже если этот вопрос задается в тысячный раз.

Организуйте чат для переезжающих, где они смогут обсуждать важные темы. Если кто-то из компании уже переезжал, то эти сотрудники могут поделиться своим ценным опытом.

Подробнее о том, как правильно коммуницировать даже самые сложные процессы мы расскажем на Очном интенсиве Школы внутреннего коммуникатора, который пройдет в Москве с 7 по 9 декабря. Присоединяйтесь прямо сейчас!

Доверьтесь профессионалам

Как бы хорошо вы ни были знакомы со спецификой определенной страны, все равно при релокации возникает очень много разных вопросов. Поэтому необходимо иметь специалистов, которые помогут вам минимизировать потери таких ценных ресурсов как время и нервы. Можно снять с себя все заботы наняв релокационного специалиста, который будет сопровождать сотрудника на всем пути, поможет углубиться в тонкости жизни в новой стране, а при необходимости поможет и его семье.

Еще одна важная фигура, без которой точно не обойтись в процессе релокации сотрудников или всей компании — это юрист. Без него есть риск наломать кучу дров и попасть на крупные штрафы, или же затянуть переезд.

-4

Подумайте о бенефитах

Чтобы сотрудникам было проще войти в новый ритм и справиться со стрессом можно поддержать их на разных уровнях:

  • помощь с документами на всех этапах
  • авиабилеты для сотрудника и членов его семьи
  • помощь с перевозкой животных, если они есть
  • помощь в перевозе вещей
  • поддержка в поиске квартиры для аренды и перевод контракта
  • помощь в открытии банковских счетов
  • оплатить преподавателя по иностранному языку
-5

Ведем до конца

После непосредственного релокейта человек пребывает в стрессе, и на этом этапе ему необходимо помочь максимально быстро адаптироваться к новым условиям. Можно провести экскурсию по новому офису, а если сотрудник будет работать из дома, то проведите его по новому району. Подготовьте список важных или интересных мест с их адресами (аптеки, банки, магазины, развлечения и т.д.). С одной стороны, это может казаться мелочью, но зато сотрудник поймет, что компания готова поддержать его в любой ситуации.

-6