Ежегодно, весной и осенью, в России объявляется призыв в армию. Отправляются молодые ребята в воинские части, чтобы пройти эту обязательную часть «школы жизни».
С давних времен существует обряд проводов в армию, призванный уберечь новобранца от несчастий и сохранить ему жизнь и здоровье, хотя каждая временная эпоха вносит в него изменения.
В селе Соломаты Нижегородской области хорошо помнят проводы в армию в 50-70 года 20 века. Здесь этот обряд назывался ПОДЪЁМ, а будущих солдат называли некрутами, новобранцами.
По рассказам местных жителей рекрутский набор проходил два раза в год - осенью, где-то в конце октября, и весной. Повестку о призыве в армию давали дней за десять, но бывали случаи и в более короткий срок.
Жительница с. Соломаты Круглова Александра Михайловна, 1935 года рождения, образование 4 класса, бывшая доярка, ударница Социалистического Труда, сейчас пенсионерка, рассказала:
«Повеску приносили почтальёны, а которых вызывали в комиссариат и там вручали. Забирали больше осинью или вёсной в розлив. Завтра отправлятца, а сёводня вечёрку делыли. Парень объявлял по диревням, что мол ёво забирают. А ищё нанимал нарочнова. Нарочно-ёт ездил по диревням, приглашал на вечёрку девок и парней. А родным сами сопщали. Раньше-то набирали всех: слабой, так забирали в стройбат. От армии ни скрывалис, как нонче.»
Житель с. Соломаты Гусев Павел Алексеевич, 1928 г.р., образование 7 классов, бывший лесник, рассказывал:
«Повеску дали на девято декабря. Мы как раз калымили: дрова для колхоза пилили за Волгой от Гужтранспорта. Повеску-то принесли матери в Чумичах. Она говорит: «Нет ёво, оне за Волгой пилят.» Нарочной отправилса искать. Было это 7 декабря. Начальник Гужтранспорта Красильников Фёдор Иваныч принёс повески прямо в лес, мне и Сане Кузнецову. Ищё на девято дали повески Тупову Геннадию из Лисина и Василию Савину из Кодочигов.»
Новобранцам брили голову перед отправкой. Одним брили в военкомате, другим - друзья в ночь перед отправкой или рано утром.
Гусев Павел Алексеевич вспоминал:
«Я дома голову обрил, Анна Лавровна Комарова «парихмахером» была».
Все ребята, получившие повестки, освобождались от работы, а так как их обычно было в деревне несколько, они собирались вместе, ходили в гости друг к другу, гуляли с гармошкой по деревне.
Обязательно вечером перед отправкой делали проводы - «подъём».
Накрывали стол с угощеньем.
Круглова Александра Михайловна рассказала:
«Всё на стол несли. Холодец. Капуста. Пирогов напёкали, колобов всяких. Всё ели хорошо. И винцом угощалис, а так как нынешни-то ни напивалис.»
Гусев П. А. рассказывал:
«Вечёрку делал. Девки гуляли. Таких столов не было как сичас, вина тожо столько не пили. Гуляли всю ночь. Которы уходили домой, а которы до утра оставались.»
Ну, и, конечно, как на всякой вечерке гуляли весело, чтобы новобранец получил только положительные эмоции, которые помогут ему переносить тяготы армейской службы, а слёзы оставляли для прощания с призывником возле военкомата.
Круглова А. М.:
«Некруты с подругам плясали, первы начинали танец. Девки все на вечёрку приходили нарядны. У ково были туфли на колбуках. С носочком обязательно. У всех было по выходному крипдишинову али крипжоржетову платью. Гуляли в их.»
Приходили на подъём все, кто хотел. Хорошей приметой считалось пожелание легкой службы от человека, недавно пришедшего из армии.
Для новобранцев домашние шили сидор – мешок из плотного полотна или брезента для продуктов.
Круглова А. М.:
«Сидор шили сами. Кружку, ложку, полотенцо, вариги, носки клали в ёво. Брали поесь. Пироги, колоба. Пока едут, всё съедят. Деньжонок давали. Одёвалса некрут в плоху одёжину. Бросали там, потому што в казённу одевали.»
Очень важным в обряде было родительское благословение.
Утром, когда провожающие выходили из дома, родители задерживались в избе, чтобы благословить сына.
Круглова А. М.:
«Мать с иконой с Миколой говорила сыну: «Дай Господи хорошой службы, хорошова здоровья. Подчиняйса начальству и возвертайса домой.» Отец стучит правой рукой по левыму плечу сыну, ковда выходят и говорит: «Благословляю тебя, сын, будь мужиком.»
Гусев П. А.:
«Мать благословила иконой мужской. Остаёмса. Я выхожу и она выходит. Потом я возращаюс, бёру молоток и на матице делыю два удара остриём. Штобы вмятина осталас. Мол всё, я уезжаю, вернус ли не вернус ли?»
В Соломатах это был своеобразный обряд прощания с домом. Новобранец оставлял после себя знак - если всё сложится благополучно, он вернётся домой, а отметина на матице в родительском доме будет напоминать ему о службе в армии, а если не вернётся, то останется память о нём в доме, где он родился и вырос.
Утром новобранцев провожала вся деревня с гармонями, за околицей махали платками, а близкие, друзья и подруги ехали до Чкаловска, до места сбора.