В предыдущих постах я уже кратко рассказал о том, что из себя представлял наш Хакатон.
Подробнее можно ознакомиться 👉 здесь
Также в видеороликах я поделился нашим инструментарием: командообразованием по Белбину, целями по SMARTу и прочим.
С помощью этих механик можно решить практически любой кейс. Этому мы старались научить старшеклассников Химок.
Однако, по этому же плану мы и сами решали свой кейс – организацию Хакатона.
Давайте я поделюсь с вами каждым пунктом нашей работы.
1.Сбор команды.
Ключевой момент. Собрав правильную, гармоничную команду в начале, мы обеспечили качественную и экологичную работу в дальнейшем.
Как же мы этого добились?
Изначально в команде было 2 человека, в числе которых и я. У нас уже был опыт организации подобных событий, поэтому нам доверили собрать команду для активности в этом году.
Мы с Кариной, другой участницей команды – Координатор и Мотиватор соответственно. Мы отвечаем за регулирование рабочего процесса и атмосферу в команде.
Нам нужны были люди, способные генерировать идеи, вести переговоры и выступать.
Я верю в то, что система Белбина помогает создать команду, способную решить практически любую задачу. Поэтому мы стали отбирать кандидатов на основе результатов теста Белбина и личных встреч.
После двух вечеров «собеседований» в зуме и обсуждений мы наконец-то собрали оптимальную команду, которая отлично себя проявила в ходе работы.
Все 9 ролей по Белбину были представлены.
2. Постановка цели и согласование проекта.
Первой нашей задачей было определить для чего мы проводим Хакатон, чего хотим достичь его проведением.
В этом нам помог инструмент формирования целей по SMART.
После нескольких дней работы мы сформулировали это:
"Создать образовательную среду на “Хакатоне” к концу марта, с целью развития у учащихся образовательных учреждений г.о. Химки и базовых школ РАН по МО таких навыков, как коммуникативность, коллаборация, креативность и критическое мышление, умение генерировать идеи за короткие сроки, что поможет учащимся в будущем. А также воспитание в молодежи интереса к науке и предпринимательству, с целью найти новые и неординарные решения технологических кейсов, для повышения процента трудоустройства специалистов в госпредприятия в будущем, т.к. данное мероприятие покажет заинтересованность госпредприятий к новым лицам".
То есть, в рамках Хакатона старшеклассники Подмосковья решали кейсы предоставленные нашими партнерами. В ходе практической деятельности они использовали теоретический материал, усвоенный в начале события, и развивали свои «мягкие» навыки. Подробней обо всём этом расскажу дальше.
Теперь перед нами стояла задача договориться с органами власти Химок, чтобы наша инициатива была легитимна. На прямой контакт с ними мы вышли с помощью нашего наставника, Ларисы Владимировны. Но дальше в игру включились мы сами- команда разработала положение о Конкурсе, выбрала даты и место проведения Хакатона. После переговоров все эти вопросы были благополучно улажены. В дальнейшей организации события нам содействовали представители администрации г.о Химки.
3. Постановка задач и создание плана(декомпозиции).
Мы переходим к одной из самых важных и интересных частей работы.
После того, как мы поняли, какую цель преследует наш Хакатон и какая у него аудитория, то есть создали набросок общей картины, наша команда преступила к постановке конкретных задач и поиску инструментов для их решения. В этом нам помогла декомпозиция – сложный план.
Вот как выглядел наш «черновик»:
Вот итоговый список задач, решение которых было необходимо для проведения события:
- 1. Согласование с участниками ( школы г.о Химки и школы РАН Московской области)
- 2. Разработка теоретического материала ( в том числе и видео из предыдущих постов)
- 3. Поиск стейкхолдеров и кейсов.
- 4. Проведение тренинга для организаторов.
- 5. Организация школьного этапа и финала.
Каждый из этих пунктов стал отправной точкой для еще одного плана.
4. Реализация проекта.
На реализацию каждого из пунктов было решено выделить по два человека( кроме пункта 2. )
Дабы не превратиться в пять маленьких команд, мы старались сохранить взаимодействие всей командой и часто устраивали собрания для обсуждения актуальных вопросов.
Также каждый член команды старался выполнять свою функцию, функцию своей роли по Белбину.
Например я координировал действия ребят, следил за соблюдением дедлайнов и взаимодействовал с нашим наставником.
Итак,
4.1 Стейкхолдеры.
Поиском потенциальных партнеров занимались Дипломат и Исследователь нашей команды.
Ребята проанализировали государственные предприятия, Вузы, крупный и средний бизнес на предмет взаимного интереса в сотрудничестве и приступили к переговорам.
Они создали партнерские пакеты для каждой из организаций. Вот пример (письмо к МГУ):
К сожалению, из-за ситуации в мире многие потенциальные партнёры не смогли присоединиться к проекту. Но мы и так собрали внушительный, на мой взгляд, список:
От стейкхолдеров мы просили предоставить нам кейс(ы) и помочь в организации .
4.2 Тренинг организаторов.
Участники нашего Хакатона - ученики 8-10 класса около 30 школ! По нашим расчётам это около 4000 человек! Разумеется, мы не можем взаимодействовать с таким числом людей напрямую. Поэтому нами было принято решение создать двух-уровневую систему. Мы решили провести Тренинг организаторов. От каждой школы-участника мы попросили отправить команду старшеклассников в 9 человек и 1-2 педагога, в качестве сопровождающего. По итогу получилось около трёхсот человек!
С этими ребятами мы поделились своими опытом и знаниями, объяснили им, что требуется от них и поделились расписанием самого Хакатона!
У себя в школах они должны выполнить роль кураторов- рассказать теорию, помочь участникам в решении кейса и выбрать лучшую команду, которая будет представлять школу на Финальном этапе.
5. Хакатон в два этапа.
Итак, участники-собраны, партнёры-найдены, кейсы-получены, тренинг- проведен.
Настало время для самого Хакатона!
5.1 Первый этап - школьный.
Он длится три дня в каждой школе, принимающей участие в событии.
Все школы решали одинаковый, несложный кейс: придумать, как улучшить работу столовой именно в своей школе! Сделать её более автоматизированной? Предложить тематическое меню по дням? Ребята были вольны в выборе решений. Задачей школьного этапа было выявление самых креативных и мотивированных участников.( этот разминочный кейс придумали мы, он не от партнёров)
В нашей школе первый этап тоже проходил, но я не в полной мере присутствовал там. Меня направили на курирование другой школы в рамках проведения у них первого этапа.
Для меня это был интересный опыт, потому , что уже я "вёл" проекты и иную деятельность ребят своей школы, тех , кого так или иначе знаю. Здесь же мне предстояло найти общий язык с новыми для меня людьми. Я считаю, что получилось отлично. Почему - покажу дальше.
В целом, первый этап прошёл интересно( по крайне мере у меня и в моей школе).
К сожалению, не во всех школах принимало участие большое число людей.
Кто-то заранее составлял команду - победителя и готовил их к второму этапу. Мы не смогли повлиять на это, но выводы уже сделаны- будем работать над этим.
Но всё же хочу отметить, что так или иначе Хакатон прошёл в каждой школе!
5.2 Финал!
Долгожданное событие! По крайней мере для нас!
Оно длилось два дня - само решение кейса и защита проекта перед представителями партнёров.
Здесь все команды, представляющие свои школы собрались на единой площадке. Здесь было уже 6 кейсов, рассортированных в три направления: техническое, социальное и бизнес. На каждый трек по 2 кейса.
Задания предоставлялись стейкхолдерами, по одному кейсу от компании. Только ВТБ дало два кейса)
Наша задача на этом этапе заключалась в лидировании проектов ребят и в организации рабочего пространства- мы следили за тем, чтобы всё шло по плану. Для нас- команды организаторов, Финал казался ответственным и сложным отрезком работы, но на самом деле так было только для участников. Мы же в основном созерцали происходящее и наслаждались своим творением. Всё прошло гладко...
По итогам работы сначала определялось лучшее решение среди каждого конкретного кейса, а затем уже 6 лучших команд выступали перед членами жюри, среди которых: мы- старшеклассники организаторы, члены Совета Депутатов г.о Химки и представители наших партнёров.
Мы выбирали 3 победителя, по одному на каждое направление.
Так вот, команда с которой я работал еще в самом начале Хакатона, на школьном этапе, выиграла техническое направление в Финале!
Я очень горжусь ими и собой за проделанную работу!
На этом всё!
Победители получили свою призы, участники и организаторы - колоссальный опыт. А ты, дорогой Читатель, надеюсь, получил удовольствие от моего рассказа.
Я же получил огромное количество положительных эмоций и воспоминаний от подобного вида деятельности и определился с выбором жизненного пути!
Всю жизнь я был так называемым технарём, изучал математику, физику и другие точные науки. Но благодаря Хакатону, я заинтересовался обществознанием( олимпиадным) и английским языком. Да и в целом всей темой бизнес-образования и soft-skills.
Хакатон - первая серьезная победа на моем пути! Уверен, что это только начало!
Спасибо!