Долгое время Николая Онуфриевича Лосского мучила загадка познания мира, определения источника этого познания и сущности свободы человека. Сотни раз, прогуливаясь по улицам Санкт-Петербурга, он останавливался и, словно прозревая, глазами ребенка удивленно вглядывался в окружающий его мир. И только однажды, когда увидел он перед собой покрытые дымкой городские дома, разгадка пришла сама собой почти мгновенно. Все имманентно всему. Все присуще всему. Все взаимосвязано... Это неожиданное открытие определило затем жизнь этого поистине удивительного человека, заставило его написать множество философских трудов, привело к мировому признанию и даже к славе. [2]
Детское переживание сопричастности к Имперской державе Николай Онуфриевич пронес через всю свою долгую жизнь и, более того, всем своим творчеством дал философское обоснование именно этой формы государственного устройства России. В статье «Украинский и белорусский сепаратизм», опубликованной на склоне лет (1958), он предостерегал от распада единого государственного организма, катастрофичного как для самого национального целого, так и его отделившихся частей, — предостерегал от утраты «единого национального сознания» в сторону ограниченного «провинциализма».
В середине прошлого века, откликаясь на появление сепаратистских брожений в среде русской эмиграции, Лосский с прискорбием писал о лицах, отталкивающихся от «великого национального целого и предпочитающих ему особенности своей провинции», которые пытаются «возвести свою провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство. Предпочитая ценности своей ограниченной провинциальности ценностям великой нации, в состав которой входят, они начинают критиковать ее ценности, стараются видеть в ней действительные или воображаемые недостатки и проникаются ненавистью к ней».
И уж совсем пророчески звучат слова философа, произнесенные задолго до распада Советского Союза (приемника Императорской России), о том, что если таким «лицам», лишенным объединяющих ценностей Имперского сознания, «удалось бы превратить свою провинцию в самостоятельное государство», они получили бы в результате «снижение своей культуры», утрату значительных цивилизационных достоинств, которыми они располагали в составе единого государства. За примерами на постсоветском пространстве далеко ходить не надо... [3]
Деятель и реальная личность
Николай Онуфриевич Лосский родился в 1870 г. в деревне Креславка Витебской губернии. Он окончил историко-филологический и естественный факультеты Санкт-Петербургского университета, где впоследствии был профессором философии. В 1922 г. был выслан из России советским правительством и поселился в Праге, где жил до 1942 г. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. После Лосский живет в Америке и работает профессором философии в Русской духовной академии в Нью-Йорке.
Учение Лосского о деятелях, осуществляющих целеустремленные, психофизические процессы, напоминает теорию Лейбница о монадах или концепцию В. Штерна о личности. Субстанциальный деятель — всегда реальная или, во всяком случае, потенциальная личность. Деятель становится реальной личностью тогда, когда он достаточно развит, чтобы понимать абсолютные ценности, в особенности моральные, и видеть свой долг в достижении их в своем поведении. Такая теория может быть названа персонализмом.
Во-первых, теория Лосского отличается от персонализма Лейбница, в наиболее популярной версии, своей реалистической (а не субъективистической) интерпретацией материальных процессов. Во-вторых, она также отличается как от теории Лейбница, так и Штерна, поскольку она отрицает психофизический параллелизм и признает зависимость материальных процессов от психических. Наконец, в-третьих, она отличается еще более резко от теории Лейбница тем, что признает консубстанциальность субстанциальных деятелей.
Создавая свои формы проявления, субстанциальный деятель приводит их в соответствие с принципами структуры времени и пространства, с математическими законами функциональной зависимости и т. д. Эти принципы имеют абстрактно-идеальный характер. Резкое различие между субстанциальными деятелями и абстрактными идеями состоит в том, что абстрактные идеи имеют ограниченное содержание, тогда как всякий субстанциальный деятель бесконечно богат по содержанию и не может быть исчерпан никакой комбинацией абстрактных идей.
Субстанциальные деятели могут быть поэтому названы конкретно-идеальными сущностями. Более того, абстрактные идеи пассивны: они не обладают способностью сами облекаться в форму; следовательно, необходим деятель, чтобы придать форму реальному процессу в соответствии с абстрактными идеями. Именно это и осуществляет субстанциальный деятель; наделенный творческой силой, он порождает реальные процессы и одушевляет их в соответствии с абстрактными идеями. Таким образом, конкретно-идеальные деятели служат носителями абстрактно-идеальных форм. [4]
Мертвая и живая школа...
Правильная организация общества требует соответствующего правильного воспитания граждан, носителей индивидуального и государственного сознания, которое возможно при «правильной постановки», организации школьного обучения. «Школа должна учить и воспитывать с целью содействовать раскрытию всех способностей человека, необходимых для творческой или, по крайней мере, подражательной деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни». Такое всестороннее развитие требует наряду с приобретением теоретических знаний и упражнением мышления, также физическое воспитание, а также развитие художественных и ремесленных способностей.
Лосский говорит о «живой школе», в которой большинство сведений и упражнений должны приобретаться путем разнообразных экскурсий — естественно-научных, исторических, эстетических, спортивных, знакомящих с современною техникою, общественными учреждениями и т. п. «Современный идеал трудовой школы требует также не пассивного усвоения знаний, а самодеятельности воспитанников», в котором «искусство, наука, философия и религия должны быть использованы для того, чтобы дать богатое содержание духовной жизни обществу».
Лосский размышляет от том, как «превратить современную мертвую школу в живую», — спустя почти сто лет мы по сути оказываемся перед той же самой задачей.
В сердцах Лосский восклицает: «Поистине такая школа, особенно часто это бывает со среднею школою, уподобляется системе каторжных работ» со всеми их характерными чертами: «принудительность, не посильность, однообразие, бесполезность». Вспоминая о своем гимназическом обучении, он отмечает, что большинство знаний он приобрел благодаря «самообразованию», вопреки школьной рутине, а также благодаря «самовоспитанию», которые начал практиковать с ранней юности. [3]
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) Восприятие цветов, звуков и т п. есть чувственная интуиция, о которой, конечно, тотчас же нужно заметить, что в чистом виде она невозможна: даже отрывочное наблюдение, например, синевы, требует различения, т. е. восприятия этого элемента бытия как определённого, т. е. подчиненного законам тожества, противоречия и исключённого третьего. Эта форма всякого ограниченного элемента мирового бытия есть уже идеальный момент его, обусловленный сверхпространственным и сверхвременным соотношением тожества и противоположности всех элементов мира друг с другом. Следовательно, усмотрение её возможно лишь путём нечувственной, т. е. интеллектуальной, интуиции.
Этот и еще 154 материала VIKENT.RU по теме Философия
2) Видео: МЕТОДОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА: есть ли ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ?..
3) Опубликована онлайн-лекция VIKENT.RU № 299 с говорящим названием: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ
Продолжение — про умные завещания — 11 декабря 2022 (Воскресенье) в 19:59 (мск), свободная регистрация:
Источники
- Николай Онуфриевич Лосский на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/993/
- Константин Ковалев-Случевский. Всё имманентно всему. Н.О. Лосский http://www.kkovalev.ru/Lossky.htm
- Ольга Даниловна Куракина. Последний великий русский философ Императорской России. К 150-летию со дня рождения Н.О. Лосского (1870-1965) http://suzhdenia.ruspole.info/node/12962
- Н.О.ЛОССКИЙ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Глава XVII ИНТУИТИВИСТЫ. 1. Н. О. ЛОССКИЙ http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/17.html
#vikent_ru #Лосский #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения