Многие советские фильмы настолько полюбились зрителям, что закрепились в сознании целых поколений. Но далеко не все картины, выходившие в советский прокат, были по достоинству оценены зрителями. В этой подборке как раз несколько таких, которые фактически были оставлены без внимания. А зря.
«Спасите утопающего» (1967)
Режиссер: Павел Арсенов
«Спасите утопающего» можно назвать последователем «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. В этой комедии о пионерах много театральной условности, неожиданных декораций и гэгов с «двойным дном». Режиссер Павел Арсенов доводит до абсурда историю обмана Василькова и его последствий, попутно высказываясь о культе личности, о тиражировании образа пионера-героя в советском обществе. Сегодня картина смотрится столь же актуально и интересно, как и полвека назад. В небольших ролях в «Спасите утопающего» снялись Георгий Вицин, Алексей Смирнов и Александр Ширвиндт.
«Поворот» (1978)
Режиссер: Вадим Абдрашитов
Режиссер Вадим Абдрашитов известен по лучшим советским и российским социальным драмам: «Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд», «Пьеса для пассажира». Однако его ранняя картина «Поворот», несмотря на участие в ней таких звезд, как Янковский и Купченко, часто остается незамеченной. Картина очень ярко схватывает дух времени позднего застоя. Внешне счастливая и сытая жизнь московской интеллигенции в один момент рушится, а за ней обнаруживается лишь моральная пропасть, душевные метания, неготовность принимать решения. На втором плане в «Повороте» появляются актеры Тарковского — Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский.
«Три дня Виктора Чернышева» (1968)
Режиссер: Марк Осельян
«Три дня Виктора Чернышева» — история советского «человека без свойств». Фильм очень точно улавливает рубеж между поколениями оттепели и позднего застоя: Виктору Чернышеву чужды идеалы шестидесятников, но и нет в нем еще того внутреннего надлома, свойственного героям «Полета во сне и наяву» или «Отпуска в сентябре». Фильм Марка Осельяна проникнут разочарованием и растерянностью, показывает серую действительность, где, кажется, никто не счастлив: ни безразличный Чернышев, ни трудоголик Петр. Геннадий Корольков, сыгравший в «Трех днях» свою первую главную роль, прекрасно показывает смятение героя, не знающего, чем заполнить зияющую пустоту в своей душе.
«Строится мост» (1965)
Режиссеры: Олег Ефремов, Гавриил Егиазаров
Когда рассуждаешь об эпохе оттепели, на ум приходят великие картины «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве». Однако подлинным манифестом молодого поколения 1960-х можно назвать «Строится мост». В его съемках был задействован практически весь театр «Современник», и даже самые крохотные роли исполнили его звезды (Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Олег Даль — вот только несколько имен). Название фильма обманчиво, это не совсем типичная советская производственная драма, вернее, «Строится мост» ей противопоставлен. Мост — символ новой страны, освободившейся от диктатуры. Вот только его еще нужно построить.
«Неотправленное письмо» (1959)
Режиссер: Михаил Калатозов
«Неотправленное письмо» поставили те же люди, что и великий фильм «Летят журавли». Конечно, история о выживании геологов в охваченной пожаром тайге осталась в тени военной драмы, перевернувшей мировой кинематограф. Однако «Неотправленное письмо» смотрится не хуже. В нем и сегодня завораживают пролеты камеры над горящими деревьями, снятые Сергеем Урусевским, а также подлинно голливудский саспенс. Сюжет о борьбе человека со стихией приобретает здесь форму притчи, а великолепные работы актерского трио (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова и Василий Ливанов) создают атмосферу философской драмы посреди диких сибирских пейзажей.