Тема детектива, как жанра, к началу 2000-х годов претерпела страшный упадок. Это было связано с тем, что основные поджанры детектива к тому моменту, что называется "исчерпали себя". Всё, что могло быть написано в жанре "камерного детектива" было написано Агатой Кристи, в жанре "экшн-детектива" - Дешилом Хемметом, в жанре "философского детектива" - Жоржем Сименоном, и так далее.
Впрочем, в те годы это было естественное состояние не только детективов, но и всех других видов фильмов и книг. Они были вторичны и полны пост-модернизма, который сам по себе неплох, но не в таких же количествах! Сюжеты стали повторяться и обыгрываться в новых декорациях. но с неизменной сутью - чему сильно поспособствовал бум детективных сериалов, которым откуда-то надо было брать сценарии для многочисленных серий.
В общем, всё было плохо. И, честно сказать, так плохо и осталось. И потому "Настоящий детектив" так сильно выделяется и искрит, словно бриллиант на фоне бижутерии. Ник Пиццолатто и Кэри Фукунага сделали практически невозможное - они создали сериал с длительным, единым сюжетом по поимке маньяка, не сваливающийся в клише и умело отдающий дань памяти лучшим детективным сериалам - но не повторяющий их.
Если бы мне предложили назвать два основных источника вдохновения для первого сезона "Настоящего Детектива", (а я говорю прежде всего о нём в рамках данной статьи) я бы назвал фильм "Se7en" 1995 года и сериал "Место встречи изменить нельзя" 1979-го года.
Два напарника, расследующих дело маньяка - такие непохожие и в то же время объединённые стремлением к истине. Повествование, которое постоянно сбивается с расследования на личные переживания героев (которые не менее важны для фильма, как произведения, нежели сюжет о преступлении). И наконец - атмосфера. Проникновенная настолько, что ты начинаешь жить в ней.
"Настоящий детектив" - это вам не распиаренный "Касл", "Менталист", "Кости" или, не к ночи будь помянута, отвратительная "Тетрадь Смерти". Здесь нет проходных моментов, здесь все слова имеют значение, здесь каждый кадр важен - как в самом настоящем литературном детективе, где подсказки даются читателю таким образом, чтобы к концу книги он мог самостоятельно назвать убийцу.
Но не личность маньяка является главной интригой фильма. А то, как наши герои смогут его победить, преодолев разлад, недоверие, интриги и коррупцию. А они смогут. И обретут свой долгожданный катарсис, впервые в жизни ощутив, что сделали что-то настоящее, истинное и вечное. И в этом и смысл всего сериала. Не в прошлом и не в будущем. А в настоящем - во всей многогранности этого слова.
Искренне ваш, Алексей Могилёв.
Внимание! Мнение автора полностью совпадает с мнением редакции!