10 октября 680-го года в Ираке, в Кербеле, произошла трагедия, связанная с гибелью младшего внука пророка Мухаммада. Именно с этим событием связаны традиции месяца муххарам.
В период правления династии Омейядов традиции, связанные с поминанием семейства пророка, проводились тайно в домах шиитских имамов. Это было связано с тем, что Омейяды были враждебны Алидам - роду пророка. Сам характер поминания стал незыблемой традицией.
С тех пор в этот траурный день участники инсценируют события, произошедшие в г. Кербеле, в традициях азербайджанского певческого искусства «мугам». Для этого исполнения нужен высокий уровень исполнительского мастерства участников, а также очень серьезная подготовка музыкальных и певческих данных.
Религиозное искусство, как и любое другое, обращено как к чувствам человека, так и к его разуму. Именно этим и обусловлена огромная степень психоэмоционального воздействия искусства на человеческие души. Искусство обеспечивает многогранную, многовековую преемственность культуры, используя традиционные, веками живущие культурные символы, что и позволяет связать историю в единый процесс.
Для Южного Дагестана (особенно для Дербента) формирование традиционной культуры шиитов сыграло значительную роль. Она представляла собой переплетение арабской, персидской и тюркской культур. В Дербенте это ощущается совершенно отчетливо.
Одна из традиций месяца муххарам - сценарий «мухаррамлик». Старожилы стараются сохранить сценарий этого обряда в наиболее ранних устоявшихся формах. Сейчас бережно сохраненное культурное наследие остается живой реальностью, имеющей универсальную ценность.
Государство больше не вводит ограничения на культовую деятельность, и это привело к росту интереса со стороны туристов к традициям этого месяца в Дагестане. Иностранцы стремятся попасть в историческую часть Дербента в месяц муххарам, чтобы быть свидетелями театрализованных представлений, истоки которых восходят к XI-XII вв.
Люди устанавливают палатки, готовят поминальную трапезу за счёт добровольных подаяний прихожан.
Туристы спокойно получают угощения, пьют чай, смотрят литературу, рассматривают картины, которыми украшены шатры. В шиитском искусстве изображение живых людей не запрещено, но для сохранения аниконизма лица святых и пророка завешаны специальным белым покрывалом.
В главный день всего периода траура месяца муххарам из Джума-мечети выносят бельт - это большая картина, на которой изображены павшие и раненые мученики Кербелы.
Чтобы подробнее ознакомиться с этой темой, предлагаем вам посмотреть лекцию Сеидовой Гюльчохры Надировны.
Посмотреть лекцию: https://blog.lectorient.ru/lectori/lectori05102021
Традиции месяца муххарам в Дербенте: история и современность
6 декабря 20226 дек 2022
177
2 мин
1