Найти тему
Психодемия

К каким последствиям может привести школьный буллинг?

Оглавление
И как помочь клиенту с ними справиться
И как помочь клиенту с ними справиться

Каждый третий российский школьник сталкивается с буллингом (от англ. to bully — травить, задирать). Травить могут из-за внешности, веса, успеваемости или других причин, но важнее то, какой след оставляет буллинг в жизни человека.

О том, как воспринимают буллинг жертва и агрессор, как он влияет на человека и как психологу работать с жертвой буллинга, рассказывает Мария Афонина — клинический психолог АНО БО «Журавлик», эксперт программы «Травли Net», направленной на предотвращение травли и буллинга в детских учебных учреждениях. Вы узнате:

🔹 Как дети выбирают объект травли

🔹 Как жертва травли объясняет себе причины происходящего

🔹 Как человек реагирует на буллинг

🔹 Какие последствия может влечь за собой травля

🔹 Как работать с людьми, которые подвергались буллингу в школе

Как дети и подростки выбирают человека, над которым будут издеваться?

Потенциальная жертва буллинга — это человек, который отличается от основной группы. Если все веселые, а один замкнутый, то могут травить его. Бывает, все подростки курят, не учатся, гуляют допоздна, и среди них оказался один, который учится и ведет здоровый образ жизни. Велика вероятность, что издеваться будут над ним. Коллектив объединяется против тех, против кого легче всего объединиться.

Травля — это системное явление, которое появляется в группе. У детей и подростков часто нет единой цели, потому что учеба — это не общая цель, это цель каждого отдельного ученика. И когда нет общей цели, когда никто не знает, как выстраивать коммуникацию, высока вероятность появления травли, потому что это сплачивает группу.

Интересно, что жертва и агрессор могут встретиться вне группы, например, на отдыхе, и нормально общаться. Но вернувшись в класс, все снова начнут исполнять свои роли, и травля продолжится.

У агрессоров есть психологическая причина вести себя именно так. Часто это более активные дети, которым хочется таким образом проявить себя, занять более высокое место в социальной иерархии. Некоторые через буллинг справляются с проблемами, которые есть в их семье. Но далеко не всегда у агрессоров тяжелая семейная история.

Как люди, подвергающиеся издевательствам, интерпретируют причины травли?

Чаще всего они начинают искать причину в себе. Если человек слышит: «Ты жирный», он начинает думать: «Если я похудею, со мной не будут так обращаться». Если говорят: «Ты бедный», то появляются мысли: «Я разбогатею, и этот ужас прекратится». И они пытаются доказать агрессорам, что те заблуждаются на их счет. Но это так не работает. Даже если человек, предположим, похудеет, его могут начать травить по другому поводу — замечать, что у него не такая одежда, что он плохо учится или, наоборот, учится слишком хорошо.

Но некоторые мои клиенты говорят: «Меня травили, потому что я был не в том месте и не в то время». И это очень хорошо. Это значит, что у человека получается смотреть на ситуацию не через «я плохой, поэтому они так со мной обходятся», а более реалистично. У него развито критическое мышление, он разделять «я» и «мои проблемы» от проблем окружающего мира.

Как человек, подверженный травле, реагирует на стрессовые ситуации?

Существуют три основные реакции на стресс: бей, беги и замри. Для большинства жертв буллинга характерно либо бежать, либо замирать. И в любой ситуации, которую они воспримут как угрожающую, даже если она таковой не является, они будут придерживаться этой стратегии.

Но встречаются и те жертвы, которые отвечают на нападки агрессивно — они бьют в ответ. И, скорее всего, в стрессовой ситуации будут сразу проявлять насилие.

С какими последствиями может столкнуться человек, который в школе подвергался буллингу?

Существуют краткосрочные последствия буллинга — те, что происходят с человеком в момент травли и спустя непродолжительное время, и долгосрочные — они дают о себе знать через много лет.

🔹 Если реакция человека на буллинг была «бей».

При таком поведении у «агрессивной» жертвы и агрессора долгосрочные последствия буллинга похожи. И те, и другие во взрослом возрасте часто склонны к асоциальному поведению, многие связываются с преступной деятельностью и не получают высшее образование.

Еще «агрессивные» жертвы и агрессоры больше остальных склонны употреблять психоактивные вещества. У людей, которые привыкли решать конфликты силой, не так много способов справиться со стрессом: насилие не всегда применимо, а стресс в жизни возникают регулярно. Невозможность справиться с ним вызывает огромное напряжение, а снять его помогают алкоголь и наркотики. Это необязательно произойдет со всеми агрессорами и жертвами буллинга, которые отвечали агрессивно, но риски статистически высокие.

🔹 Если реакция человека на буллинг была «беги» или «замри».

Когда человек только столкнулся с буллингом, он считает себя беспомощным, воспринимает весь мир как потенциально опасный и недоброжелательный. На фоне этого у него снижается самооценка, ухудшается концентрации внимания, он становится замкнутым. Затем довольно часто возникают проблемы со здоровьем: появляются головные боли, проблемы с ЖКТ и так далее.

Отношения с окружающими выстраиваются непросто. Люди, подвергавшиеся буллингу, все время ждут агрессивного действия со стороны, им трудно доверять людям. А если удается построить отношения, бывшие жертвы травли считают, что недостойны их. У них также может развиться социальная тревожность: будет страшно столкнуться с оценкой окружающих, например, во время публичных выступлений или знакомства.

Бывшие жертвы буллинга переоценивают значимость мелочей и катастрофизируют их. Комментарий друга или партнера, например, «мне не нравится эта идея», человек может воспринять по-своему — «я плохой человек, не заслуживаю любви».

На серьезность последствий влияют разные обстоятельства:

как долго школьник подвергался буллингу,
помогали ли ему родители, пытались ли решить проблему,
была ли школа единственным местом общения ребенка,
смог ли он обрести друзей вне агрессивного коллектива.

Часто человек, над которым издевались в детстве, считает себя неудачником. У него может развиться депрессия, а если ее не лечить, могут появиться суицидальные мысли.

Как работать с людьми, которые подвергались буллингу?

Не всегда можно напрямую об этом спросить — это может быть неуместно и неэтично, зависит от состояния клиента, отношений терапевта и клиента, а также целей самой терапии. Если предположить, что специалист не спрашивал клиента про его прошлую жизнь, то можно обратить внимание на следующее:

человек на консультации выглядит зажатым, боится сказать что-то невпопад, жалуется на то, что ему страшно знакомиться, выступать, рассказывать истории, ему кажется, что он выглядит глупо или неуместно, переживает, что его не примут в компанию. Возможно, это говорит о том, что человек был жертвой буллинга.

Если буллинг был настолько тяжелый, что привел к посттравматическому стрессовому расстройству, человек испытывает флешбеки, пугающие воспоминания, то важно сначала укреплять его личность, учить получать удовольствие от жизни. Затем можно постепенно возвращаться к травматическому опыту и работать с тем, что связано с травмой.

А если человек пришел с депрессией или суицидальными мыслями, и одна из причин его состояния — буллинг, то стоит работать с теми проблемами, с которыми человек пришел, и на каком-то этапе обратиться к опыту буллинга.

Недавно мы закончили работать с девушкой, которая пережила в школе очень тяжелый опыт буллинга. На этом фоне у нее снизилась самооценка и появилась выраженная социальная тревожность. Она поступила в колледж, где были совершенно другие сверстники и преподаватели, но она все равно боялась, что над ней будут издеваться. И на определенном этапе работы нам было важно проговорить, что, несмотря на то, что всегда есть риск повторения травли, все же сейчас она в другом месте, где ее окружают другие люди, и она сама тоже другая. Даже если в прошлом что-то было не так, совершенно не факт, что в настоящем это «не так» повторится 🌱

🔹 🔹 🔹

На продвинутом курсе «Мастерство психологического консультирования» научим диагностировать проблему, концептуализировать случай, выбирать стратегию и применять инструменты из дополняющих друг друга психологических подходов