До XVIII века минералогия не могла оформиться как полноценная наука ввиду отстутствия точных определений. В 1774г. вышел учебник Абраама Вернера "О внешних признаках ископаемых тел", в котором ученый предложил ориентироваться при описании на имеющиеся у человека 5 органов чувств. Поскольку цвет минерала казался наиболее яркой и предопределяющей чертой, А. Вернер составил список из 54 цветов, который впоследствии стал известен как "цветовая номенклатура Вернера". У попытки создать единый стандарт был большой недостаток: в книге не было образцов. Если у читателя отсутствовала собственная коллекция минералов и пород, интерпретировать цвет в полном соответствии с задумкой автора становилось весьма затруднительно. Книгу перевели на иностранные языки, другие авторы пытались дополнить и улучшить предложенную классификацию. Чтобы сразу исключить полемику, уточню, т.к. цветовая номенклатура Вернера основана не на световом спектре, а на наборе цветов, здесь включены белый и черный.
Несколько неожиданно увидеть в качестве основной линии повествования в книге "Цвет в природе" историю развития минерологии в XVIII-XIX вв., казалось, что, в первую очередь, разработка единых стандартов цвета могла понадобиться ботаникам и зоологам, возможно, художникам или другим деятелям искусства. Но тот же Карл Линней допускал применение цвета как инструмента классификации живых организмов только исключительно в сочетании со структурой и формой. При этом при описании людей он считал цвет крайне важной характеристикой, а зарожденная, в итоге, антропологами и биологами традиция разделять Homo sapiens на подвиды по цвету кожи является тяжелым наследием по сей день.
Наибольшему развитию цветовой номенклатуры Вернера поспособствовал художник-флорист Патрик Сайм. В 1814г. он опубликовал свою цветовую номенклатуру, к которой весьма благосклонно отнеслись в научных кругах. П. Сайм одним из первых осознал необходимость в общем стандарте описания и наименования цветов для разных дисциплин. Например, долгое время в медицине отрицалась важность такой характеристики состояния пациентов как цвет, но на это была весомая причина: никто не знал, что является нормой и какие визуальные характеристики присутствуют у здоровых органов человека.
В дальнейшем П. Сайм увеличил количество цветов до 110, разбив цвета на такие группы как белые, серые и черные; синие и фиолетовые; зеленые; желтые и оранжевые; красные и коричневые. Каждый оттенок сопровождался описанием смешивания пигментов для его получения и по возможности примерами из мира животных, растений и минералов, и это при отсутствии развитой на тот момент печати и современных красок!
В 1912 Роберт Риджуэй совершил попытку проанализировать цвета на основе использования реального солнечного спектра. По сути, его работа «Эталоны цветов и цветовая номенклатура» стала предвестником каталогов Pantone. В 1963 г. компания Pantone произвела революцию в полиграфии, создав систему цветов PANTONE MATCHING SYSTEM, с помощью которой можно очень точно выбирать, идентифицировать и воспроизводить цвета в любой точке мира. Цвет помимо названия получил свой идентификационный номер, а также «рецепт» создания. Коллекция оттенков пополняется с завидной регулярностью, и к тому же, за время стандартизации компания Pantone разработала шесть библиотек цвета для применения в различных отраслях и условиях.
Таким образом, цвет проделал путь от достаточно субъективной характеристики до единых стандартов, а, главное, стал широко применяемым способом точного описания предметов и явлений, оформился его универсальный язык.
Подводя итог, автор хочет подчеркнуть, что книга действительно очень изысканная, способная поразить читателя детализированными и изящными иллюстрациями. Но даже учитывая, что юбилейное издание вызывает радость от одного лишь только обладания им, нужно признать, что, скорее всего, «Цвет в природе» будет действительно интересен очень узкому кругу читателей.