У меня есть возможность приобрести в коллекцию моно или стерео вариант одной и той же пластинки - что выбрать?
Зачем выбирать, если можно взять обе. Так, конечно, ответит любой коллекционер пластинок вроде меня - скоротать вечер-другой сравнивая нюансы одного издания с другим занятие вполне себе занимательное.
Если вы несколько ограничены во времени (или средствах) то в первую очередь стоит обратить внимание на год выпуска пластинки. Сразу оговорюсь - касается все ниженаписанное исключительное американских изданий, поскольку в Европу стерео пришло с определенным запозданием.
Что касается США, то первые пластинки в стерео начали появляться в продаже летом 1958 года - не стоит забывать, что запись многих из них вполне могла состояться, скажем, за год до момента выпуска. Были конечно и исключения, отдельные стерео-издания конца 57-го - начала 58-го, однако все большие игроки вроде Columbia, RCA Victor и Decca стали соревноваться в новом формате именно в середине 1958 года.
То же применимо и ко многим джазовым лейблам, как, например, Riverside на восточном побережье и Contemporary на западном. Contemporary даже придумали отдельный лейбл под свежий формат и назвали его соответствующим образом, Stereo Records.
Впрочем, многие музыкальные игроки (особенно это касается фирм поменьше) продолжали хранить верность моно-формату. Так, скажем, Боб Вайнсток, основатель Prestige, потакал своему звукорежиссеру Руди Ван Гелдеру и отказывался переходить на стерео, вплоть до 1961-1962 года - таким образом большая часть каталогов New Jazz, Swingville и Moodsville, а также основной серии Prestige до указанного времени была записана исключительно в моно. Что, в свою очередь, значит, что любые последовавшие переиздания в стерео являются искусственным стерео.
Пожалуй труднее всего определиться с изданием, если разговор идет про пластинки устроенные на стыке пятидесятых-шестидесятых годов - несмотря на зачастую крайне примитивное разделение каналов (слева - центр - справа) многие альбомы пятидесятых в стерео производят сильнейшее впечатление и ничем не уступают своим моно-конкурентам. Тем не менее, в этот период количество пластинок выпускавшихся в моно несоизмеримо больше - ситуация начала меняться ближе к середине шестидесятых годов.
Среди распространенных проблем раннего стерео смещение голоса / солирующего инструмента в один из каналов - грешили этим в том числе и крупные лейблы вроде Mercury, в иных случаях предлагавшие выдающиеся по качеству записи. Нередкое подобное очень трудно решить даже если у вас присутствует по ручке громкости на каждый из каналов. Не могу не вспомнить дебютную пластинку удивительной певицы Ширли Хорн на соответствующим образом названном лейбле Stere-o-craft, на котором весь звук перемещен в правый канал за исключением тарелок - они оказались на противоположном фланге. Вот такой Stere-o-craft.
Не стоит забывать, что по сути моно и стерео издания одной пластинки являются разными альбомами и могу производить совершенно разное впечатление вплоть до разрушения концептуальных задумок. Так, на одном из проектов выпущенном на лейбле-пионере стерео Audio Fidelity оркестры Бенни Голсона играют эстрадные версии мелодий в левом канале, а джазовые в правом, а, например, на долгожданной встрече оркестров Эллингтона и Бейси на Columbia каждому из биг-бендов отведен свой канал. Очевидно, в таком случае стерео-вариант пластинки предпочтителен - в моно различить одно от другого становится крайне проблематично.
В целом, основные сомнения подобного характера приходятся на довольно краткий период 1958-1962 годов - в остальном же следует выбирать моно-вариант, если запись состоялась до 1958 года и стерео, если после 1962-го. Не забывайте, что многие продюсеры исходя из коммерческой выгоды забывали упомянуть год записи альбома и благополучно выпускали сессии начала пятидесятых спустя десятилетие в стерео-формате - они, очевидно, устроены в полностью фиктивном стерео.