Так сложилось, что любимой зимней забавой в нашей семье является простое русское катание на ватрушках с горки. Конечно, самый простой вариант - купить ватрушку и кататься на ней с ближайшей горки.
Но, как всегда, хочется чего-то большего. От простого до сложного. Чтобы не говорить как говорится "за глаза" в обзоре будут только те трассы, где мы сами лично катались.
Начнем с не самого популярного для тюбинга места - экстрим парка Фристайл в подмосковном Дзержинском. Начнем с парковки - мест на ней не так чтоб много, но если приехать не в пик, то место найти можно. По организации процесса: залога за ватрушку нет, и очереди за ней тоже нет - лежат прямо перед горкой, ну или ждать когда освободится у кого-то. Как и во многих других парках тюбинг здесь всего лишь дополнение к горнолыжке. Но тем не менее на склоне организованы 2 горки. Длинна горок не очень большая, но уклон приличный - так что скорость ватрушка набирает вполне себе.
Основной упор здесь на скипасс - его необходимо отдельно покупать и без него обратно в горку не подняться внизу перед подъемником установлен специальный турникет. В отличие от многих трасс альтернативного подъемнику пешеходного подъема здесь нет. Только на ватрушке и на подъемнике. Так что как и везде - главная очередь здесь наверх. Ну а по спуску все строго - наверху дежурит пара стюартов, которые не пускают на своих ватрушках и следят за интервалами на спуск - чтобы внизу человек успел отойти. Кстати "паровозиком" тут спускаться разрешено - но только крепко держа друг друга. Цена за час - не самая бюджетная, но тем не менее народу прилично. Рядом есть кафе и раздевалки, где можно погреться, переодеться и перекусить.
Следующим номером нашей программы будет профильный тюбинговый парк - Елагино. Расположен он уже на приличном удалении от Москвы - аж за Наро-Фоминском. Тут с пространством по проще - так что парковка большая и вмещает всех желающих. А вот с очередями в "пик" беда. Первая очередь в кассу за скипассом (необходим залог 5000ре за ватрушку или права). А следующая в небольшой домик за ватрушкой, где их выдают по этому самому скипассу. Если среди Вас есть хотя бы пара взрослых - то можно занять сразу две очереди в кассу и за ватрушкой. И если в кассу предстоит стоять в помещении, где еще как-то тепло, то за ватрушкой очередь полностью на улице - не мудрено замерзнуть. К слову в новогодние праздники пока доберешься до горок может пройти пара часов с момента приезда...
Горок тут много - в зависимости от снега и количества посетителей их число варьируют. Нам обычно попадалось 4 работающие горки, но их число можно довести и до 6. Минус, как и везде - подъемник - хоть их два работает, хоть три - все равно не справляются. Так что если замерзли - можно смело идти наверх пешком - так оно может даже быстрее получиться. Сами горки большие, длинные, на некоторых из них пытаются даже что-то придумать типа змейки или чего-то подобного. "Паровозиком" разрешают только парой. Поскольку горка длинная, то стюарты обычно следующего на спуск отправляют когда предыдущий проехал 2/3 спуска. Так что если внизу замешкаться, то к Вам может прикатиться сюрприз, особенно если попались ватрушки с сильно разным скольжением. Вот что радует - так это цена, которая существенно ниже, чем в других парках. Видимо этим компенсируется изрядная удаленность от Москвы.
Следующей на очереди тюбинговая горка в Подольске. Место называется Красная горка. И первое что тут чувствуется - это дыхание большого города, решайте сами окраина это Москвы или Подольска или того и другого. Первое - это проезд на парковку проходит через многочисленные гаражные кооперативы - зимой, когда кругом еще намели снежные кучи, бывает не разъехаться. Да и место на парковке тут еще поездить поискать нужно. Очереди тут тоже две - в кассу на оплату и, непосредственно, на саму горку - покататься и взять тюбинг. И если в кассу можно достояться довольно быстро, то, чтобы покататься, приходится мерзнуть довольно долго, сжимая в руке бумажку из кассы.
Непосредственно перед выдачей ватрушки инструктаж по технике безопасности - вдвоем можно только сцепившись. Сама же горка по длине что-то среднее между Фристайлом и Елагино. Спуска тут два паралельных, но с большим сюрпризом - в виде поворота/виража прямо на выкате с горки. С одной стороны это прикольно и определенная "фишка", но с другой стороны, если ноги из ватрушки свешиваются, то можно этими самыми ногами хорошо прилететь в стенку виража...
Напомню, что ватрушка или по другому тюбинг, - просто надутая камера (тор) прямо как надувной круг для плавания, только по-больше и обтянута специальным износостойким материалом. Поэтому на спуске она практически неуправляемая, а безопасность спуска достигается большими бортами камеры, глубокой посадкой внутрь и отсутствием препятствий на спуске. Именно поэтому стюарты строго следят, чтобы перед вами человек успел отойти в сторону и вы не прилетели на него сверху. Все прямо как в аквапарке.
По цене Красная горка тоже в середине между Фристайлом и Елагино. Остальная инфраструктура тоже есть в виде кафе и теплой переодевалки. Правда расположены не под одной крышей, а немного в стороне друг от друга.
Теперь переместимся в противоположную сторону - на север, в район Клинско-Дмитровской гряды, где сосредоточены самые популярные места катания на горных лыжах в Подмосковье. И остановимся в ближайшем из них - комплексе Леонида Тягачева. С парковкой тут все ОК - места много. Для тюбинга тут установлен отдельный павильон с кассой и выдачей. Но стоять тут придется долго - с наплывом желающих работники явно не справляются - на оформление документов, залога и расчетов уходит 5-10 минут. Хорошо, что хоть ждешь в тепле.
Сама тюбинговая горка тут что надо - длинная, широкая, на выкате плавный контруклон с поворотом к началу подъемника. Если замерз, то можно и пешком. В целом же получается, что наличие народа на горке регулируется скоростью работы работников кассы и выдачи. И еще - эта горка оказалась самая веселая, т.к. спускаться тут можно паровозиком хоть сразу на 10 ватрушках. Собственно это и регулировало безопасную дистанцию - пока следующая компания усядется, предыдущая успеет отойти, да и контруклон равномерно распределяет людей внизу и гасит скорость. Главная беда одна, если попадется ватрушка с явным отличием в скольжении, вот тогда она может создать проблемы остальному потоку на длинной горке. Кстати цена у Тягачева самая "вкусная" из всех окрестных трасс Клино-Дмитровской гряды.
Увы, но на других трассах Клино-Дмитровской гряды у нас пока прокатиться не вышло. Зато получилось прокатиться на ВДНХ и Царицыно в Москве. Конечно горки тут по проще, в ВДНХ так полностью искусственная. И подниматься наверх приходится самому - подъемники не предусмотрены. И если в Царицыно минут через 30 станет скучно, так как спустившись раз 5-10 по пусть и кривой, но одной и той же не очень большой горке, то на ВДНХ применена пожалуй самая правильная система оплаты. Покупаешь здесь только количество спусков (5 или 10), ватрушку ждать не нужно - ее выдают перед спуском а снизу сами поднимают наверх. И можно скатившись 3 раза пойти погулять дальше, а на обратном пути съехать еще пару раз - с детьми самое то!
Если Вы побывали где-то еще, то пишите в комментариях свои впечатления и отзывы о других тюбинговых трассах.