Реклама оказывает заметное воздействие на людей, общество в целом, влияя на мышление, поведение, стиль жизни людей. Но реклама (коммерческая) создается не ради отдаленных последствий, которые порождает она как социальное явление. Эти последствия не являются ее целью - они возникают "сами собой", а не как специально планируемый ее результат. Главная и определяющая цель рекламы - содействовать реализации товара, идеи, начинания.
Непосредственные цели рекламы многообразны. При выводе нового товара на рынок часто проводится рекламная кампания с целью подготовить публику к его принятию - известить о нем и хотя бы ввести в сознание будущих покупателей его название и назначение (так поступает фирма Microsoft каждый раз, когда готовит к выпуску новые программные продукты.)
При угасании сбыта товара целью его рекламы становится подогрев интереса к нему (реклама жевательных резинок).
В борьбе между двумя соперничающими фирмами создается реклама, нацеленная на вытеснение с рынка фирмы-соперницы (пример - рекламная дуэль пельменей "Дарья" и "Равиоли").
В рекламе "Дарьи" царь плохо отозвался о "Равиолях". "Равиоли" потребовали рекламу снять. "Дарья", извинившись, заменила слово "Равиоли" звуком "пип" (который, как известно, является на ТВ-языке знаком нецензурной брани). В ответ "Равиоли" запустили рекламу с персонажем, который кричит кошке: "Брысь, Дарья!" и потом говорит: "Не люблю, когда кто-то покушается на мои пельмени". Вот как креативненько вышли из ситуации, правда ведь, молодцы?!
AIDA
Модели AIDA уже больше 100 лет! Она описывает последовательность реакций, которые должна вызывать у потребителя идеальная реклама:
A - желание. Привлечь к себе внимание
I - интерес. Вызвать интерес к рекламируемому объекту
D - желание. Возбудить желание сделать покупку.
A - действие, то есть покупка. Подтолкнуть к действию - вступлению в контакт с продавцом и, наконец, к покупке.
Вы, наверное, заметили, как формула AIDA похожа на современные воронки продаж. В нашем современном мире все продажи основаны на воронках и автоворонках. Кажется, без них уже продажи и невозможны.
На этом статью я заканчиваю. В следующий раз более подробно расскажу про каждый пункт модели AIDA. Успехов Вам, друзья!