Найти тему
Uncle_Smith1337

Игрожур о Scarface В Момент Выхода

В середине нулевых практически каждый издатель хотел создать свою «убийцу GTA». Невероятная популярность Grand Theft Auto не давала покоя как крупным, так и не очень деятелям видеоигрового рынка, заставляя их снова и снова вкладывать деньги в очередной клон. Одни пытались разнообразить геймплей новыми механикам, как в True Crime, Saints Row и Driv3r, другие завлекали покупателей незаезженной стилистикой, как в The Saboteur или The Gateaway, а третьи боролись за кошельки игроков при помощи громкой лицензии, как в Godfather или Scarface.

Если честно, игру я пропустил, хотя на момент её релиза в 2006 году был активным геймером, а серию GTA затёр до дыр уже тогда. Я обожаю Аль Пачино (Al Pacino), обожаю «Лицо со шрамом», но Scarface даже 15 лет назад ничего, кроме скепсиса, у меня не вызывала. Однако The World Is Yours собрала неплохую прессу, кое-где получив даже девятки и десятки, и в целом неплохо была принята аудиторией. Что представляет собой сама игра — вы в подробностях можете узнать из «Разбора полётов», а сейчас давайте посмотрим, что же писали критики о Scarface в момент её выхода.

«А какие здесь [будут] перестрелки!»

Как и в случае с GTAIII, для начала я решил изучить превью. И не зря — в них обнаружилось немало интересного. К примеру, автор «Страны Игр» Игорь Сонин явно питал надежды на что-то большее, чем банальный GTA-клон:

Мы берёмся доказать, что именно Scarface лучше всего справляется с ролью -киллера: здесь более красивая графика, богаче геймплей, и — отличие на миллион долларов — вместо «Busted» честно пишут «You’re fucked!».
GTA
Отмечу, что журналистам Scarface впервые была показана в 2005 году на E3 и тогда игра отхватила сплошь негативные отзывы. Для презентации игры Vivendi Games, издатель «Лица со шрамом», даже соорудил в выставочном павильоне копию кабинета Тони Монтаны, но это не особо помогло. Игровой процесс журналистов не впечатлил, а от красот местной графики рецензентам хотелось то ли смеяться, то ли плакать. Разработчики из Radical Entertainment сразу же уловили негативный настрой и выводы из произошедшего сделали правильные:

После той презентации на E3 многие говорили, что выглядит стерильно, не привлекает внимания». <…> Ничего не оставалось, кроме как начать всё заново.
Продюсер игры Кэмерон Вебер (Cam Weber)

Scarface

Судя по всему, за год игру неслабо так прокачали — в превью от мая 2006-го журналист «Страны Игр» отзывается о графике довольно тепло:

Движок Scarface — чудо техники, на несколько лет опередившее мотор . В игре используется честная смена дня и ночи: солнце ползёт по небосводу, герои отбрасывают правильные динамические тени (привет чёрным кругам из !). Магазины стали наконец частью общего игрового мира, они не отделены загрузкой от основной карты. Зайдя в здание и оставив дверь открытой, вы сможете увидеть, как на улице продолжается жизнь. <…> Первоклассно выглядит .
вода
GTA
GTAIII
Честно говоря, комплиментарный тон автора «Страны Игр» оставил меня в недоумении, потому что ставить игре в плюс настолько банальные вещи уж слишком странно:

Разработчики Scarface добавили десятки маленьких деталей, сумма которых даёт игре явное преимущество над творчеством . Вот пример: с каждым прохожим можно поговорить — в нашей демонстрации Тони подходит к девице воздушно лёгкого поведения и с ходу отпускает более чем сомнительные комплименты. Можно выбежать на проезжую часть, направить пистолет в лицо случайному водителю и заорать «Вон из машины!» — отчего он и правда выходит.
Rockstar
К середине нулевых отечественный бумажный игрожур достиг пика своей популярности — тиражи некоторых изданий исчислялись чуть ли не сотнями тысяч копий, а свежий выпуск можно было купить практически в любом ларьке. Авторы колесили по миру, посещая десятки презентаций, и, как правило, счета за весь этот праздник оплачивал издатель в рамках маркетинговой поддержки игры. Отсюда у простых игроков частенько возникал вопрос: а не проплачено ли мнение этого автора? Можно ли ему доверять?

-2

Примечательно, что в обзоре Scarface Ник Данн (Nik Dunn), автор Gaming Age, тоже затрагивает эту тему:

Самое сложное — это публично критиковать кого-то, с кем ты лично знаком. Игру гораздо проще разнести в пух и прах, когда её авторы обезличены. Что ж, это и произошло с Radical Entertainment и её последним проектом — Scarface: The World is Yours. Я считаю необходимым сказать, что компания прилетела в Ванкувер, устроила нам вечеринку и пыталась повлиять на нас своими коварными предложениями. Тем не менее я обязан честно рассказать об игре, даже если мне и хочется скрыть недостатки или что-то приукрасить.
И я сейчас никого не обвиняю — возможно, у господина Сонина просто был личный конфликт с серией GTA. Иначе объяснить такое количество комплиментов сложно:

…А какие здесь перестрелки! Если в GTA стрельба всегда была сплошной нелепостью, то в Scarface это «игра в игре», полновесный шутер от третьего лица на уровне какого-нибудь Dead to Rights. У Scarface есть все достоинства, которыми может обладать GTA-киллер. И пока Rockstar топчется на одном месте, выпуская десятую игру на одном и том же движке, дерзкие новички готовятся красиво обойти ветеранов.

-3

А вот главный редактор «Игромании» Александр Кузьменко увиденным на презентации 2006 года остался не слишком доволен:

Тони Монтана всё так же стоит на своём балкончике и едва может насчитать в своём теле пару тысяч полигонов. Ублюдки (в каждом из которых полигонов примерно втрое меньше) начинают махать пушками, стройными рядами бегут по направлению к Тони и комично дёргают конечностями. Завязывается перестрелка и происходящее начинает живо напоминать GTA. Но не San Andreas и даже не Vice City, а просто , тот самый, что вышел три года назад. Та же устаревшая графика, такая же неуклюжая динамика, те же странные спецэффекты.
GTAIII
Релиз, как всегда, всё расставил по своим местам, однако мнения рецензентов довольно сильно разделились. Да, по большей части игру ругали, и ругали заслуженно, однако примерно треть авторов остались не просто довольны Scarface — некоторые были от неё в неподдельном восторге.

«Весь танцпол состоял из одного и того же чёрного парня»

Структурно Scarface больше всего напоминает… Mafia III! Точнее, наоборот, но суть вы поняли. То же разделение на районы; те же промежуточные боссы, устранение которых позволяет всё выше и выше взбираться по криминальной лестнице; тот же антагонист, с которым у главного героя личные счёты, и так далее.

Никита Кареев, «Навигатор игрового мира»

Полагаю, и так понятно, что игровой процесс в «Лице со шрамом» практически полностью копирует серию Grand Theft Auto. Но делать чистый клон без капли своих идей — это чересчур даже для нулевых годов, поэтому разработчики попытались добавить разнообразия при помощи новых механик — экономики и репутации:

Начинается всё с обычной продажи весёлого порошка каким-то болванчикам, а уже потом главный герой сможет толкать более крупные партии. Больше товара — больше доход, другого здесь и не придумаешь. Еще одним действием уважения является отношение банд к вашей персоне.
Параметр запредельно мал? Получайте восторженный приём из всех огнестрельных орудий только заехав не на свою территорию. Так что выполнять дополнительные задания и толкать порошок всё равно придётся, иначе проезд из одной части города в другую превратится в ещё один фильм из серии «».
Миссия невыполнима

К сожалению, необходимость и в добыче денег, и в увеличении репутации не разнообразит геймплей, а жёстко его ограничивает, запрещая игроку выполнять сюжетные миссии и вынуждая постоянно «фармить» ресурсы — совсем как в третьей «Мафии»:

Beast_Extra, StopGame

The World is Yours вышла под самый закат PlayStation 2 и спустя год после старта продаж Xbox 360, но, несмотря на это, технологически была далека от совершенства:

…Scarface не соответствует современным технологическим стандартам. Признаюсь, что поначалу мне было тяжело играть на телевизоре из-за нестандартного разрешения. Мне даже пришлось напомнить себе, что люди до сих пор играют на [первых] PlayStation и Xbox, так что я попридержал свои эмоции относительного нового поколения [консолей], чтобы справедливо оценить игру.
…Практически на каждом углу вы увидите курящего травку , а однажды в клубе «Вавилон» я столкнулся с тем, что весь танцпол состоял из одного и того же низкополигонального чёрного парня и такой же низкополигональной блондинки. На танцполе было где-то человек десять, и все они были двумя [одинаковыми] моделями персонажей.
Ник Данн, Gaming Age

Чича
И если графически игра выглядела не особо привлекательно, то вот саундтрек понравился практически всем:

Игра насыщена музыкой: библиотека треков включает в себя как поп-музыку 80-х и оригинальный саундтрек Джорджо Мородера (Georgio Moroder), так и более современные композиции — в стиле рок, хип-хоп и реггетон. А ещё вы можете настраивать музыкальное сопровождение с помощью инновационной функции Mix Tape, позволяющей создать собственный плейлист, исключив или добавив в него нужные треки.
Эндрю Гленн (Andrew Glenn), Worth Playing

Чтобы проверить, что собой вообще представляет игра, я в неё немного поиграл. Что ж, могу лишь подписаться под каждым словом Дениса Дронова с сайта BestGamer — управление в Scarface преотвратное:

Начав играть, хочется убить того кто делал управление игры! Мышью лучше не пользоваться совсем, ибо камера её не слушается совершенно и так и норовит выровнять обзор по линии горизонта. Да и дёргающийся во время потасовок автоприцел отнюдь не способствует получению от игры удовольствия.
Некоторые журналисты находили в The World Is Yours и положительные стороны. Вот Лия Новикова из «PC Игр» хвалит боевую систему и продуманный интерфейс:

Помнишь раздражающие «пешие» миссии из GTA? Их реализация была просто чудовищной. Главный герой частенько склеивал ласты, угодив в случайную перестрелку. <…> Дизайнеры учли это и как следует продумали боевую систему. Тони умеет фиксировать прицел на жертве и выбирать в какую часть тела пальнуть.
…В любой момент, просто нажав волшебную клавишу «Tab», ты выполнишь все те действия, ради которых Си Джею и Верцетти приходилось носиться по всему городу. <…> Забудь об изнурительной волоките, когда половину игрового времени ты тратишь на бессмысленные перебежки!
Radical
И хотя аналогии с Vice City в «Лице со шрамом» читаются сразу же, Scarface всё же игра с другим темпом и подходом к повествованию. Далеко за примерами ходить не надо: несмотря на всю жестокость и непрекращающийся поток ругательств (для которых здесь предусмотрена отдельная кнопка), устроить такую резню, как в GTA, в The World is Yours не выйдет:

Scarface

Вон Смит (Vaughn Smith), Cheat Code Central

«Сочно. Жестоко. Неотразимо»

Листая журнал «Шпиль!», я долго не мог понять: это автор с сарказмом пишет или всерьёз?

Шайтан и прочие гламурные зверьки, «Шпиль!»

-4

Не знаю, что уж такого сочного в Scarface, но состарилась она гораздо хуже тех же GTAIII и Vice City. У меня, по крайней мере, желания играть больше десяти минут не возникло.

А вот в чём сошлись мнения практически всех критиков, так это в оценке озвучивания персонажей. Особенно отмечали работа Андре Сольюццо (Andre Sogliuzzo) — актёра, озвучившего Тони:

Лучшее, что связывает игру с фильмом, — это великолепная репрезентация Тони Монтаны. Пускай Аль Пачино и не смог озвучить такое гигантское количество диалогов (хотя он и помог подобрать актёра), озвучен Тони Монтана просто невероятно. Всё передано абсолютно точно — от акцента и интонаций до лёгкой, но заметной эмоциональной окраски ругательств в середине сказанных предложений.
Крис Роупер (Chris Roper), IGN

Но ладно озвучка, вы просто почитайте, как презентуют Монтану в «Шпиле!». Честное слово, хотел бы я уметь так писать:

Ты — Тони — держишь в руках М16 и, поливая неверных отборной руганью, перекрашиваешь стены и потолок своего имения кровью и мозгами. Киллер, который пытался подкрасться к тебе сзади — а в киноленте он сделал это с большим успехом, — валяется в твоём кабинете, остужая в пузе горячий металл из автомата.
А ты тем временем несёшься прочь из своей обители, сея вокруг свинцовую смерть. Этот жалкий червяк, Соса, хотел убить тебя… Не вышло! Он посеял ветер, а пожнёт бурю. Бурю смертей и взрывов. Он попытался раздавить тебя. Ха! Он просто поднёс к своему виску пистолет и нажал на курок. Потому что месть Антонио Монтана — это одна из самых жестоких кар господних.
Шайтан и прочие гламурные зверьки, «Шпиль!»

Да, образ Тони Монтаны заметно отличал «Лицо со шрамом» от прочих GTA-клонов, отсылая скорее к Томми Анджело из Mafia, чем к Томми Версетти из Vice City:

Тони — персонаж многослойный, и, несмотря на то что сделать его таким же одномерным, как прочие протагонисты «песочниц», было бы очень просто, Radical смогла уловить тонкости игры и каким-то образом сумела превратить его в играбельного персонажа, не надоедающего за десятки часов геймплея.
Вон Смит, Cheat Code Central

Аль Пачино
С «Мафией», но уже третьей Scarface роднит и глобальная цель протагониста — создание собственной криминальной империи. В серии GTA (до пятой части уж точно) главные герои не были настолько амбициозны и большей частью играли роль мальчиков на побегушках, выполняя задания боссов. По крайней мере, так считает мистер Роупер из IGN:

[В игре], безусловно, имеется сюжет, но сосредоточен он вокруг мести и возвращения утраченной собственности, поэтому большей частью [история] остаётся где-то на фоне и не двигает повествование вперёд. Вместо того чтобы помогать какому-то непонятному главарю преступной банды потому, что так написано в сценарии, вы делаете вполне логичные вещи, которые идут вам на пользу. Разумеется, здесь всё гораздо проще, чем в похожих играх, но этот приём хорошо работает, делая происходящее более естественным.

«Обалденная игра с незабываемой атмосферой»

Сейчас мы уже отвыкли от такого, но лет 15 назад в ходу было понятие «игра по фильму». Чаще всего оно использовалось исключительно в негативном ключе и служило клеймом, так как зачастую издатели вместо качественного продукта предлагали игрокам кучу мусора, выезжающую исключительно на громкой лицензии. Вот и Scarface, судя по некоторым отзывам, — типичная «игра по фильму»:

Никита Кареев, «Навигатор игрового мира»

Не понимал смысла существования Scarface и Олег Ставицкий из «Игромании»:

Проблема в том, что The World is Yours выглядит и играется абсолютно так же, как и рокстаровский шедевр. Этими самыми миссиями, атмосферой, саундтреком, заездами на лодках и влажным закатом сквозь пальмы мы уже отвосхищались несколько лет назад.

К нему же присоединялся Денис Кублицкий, автор «Страны Игр»:

Затерявшись на полпути между GTAIII и , на каждую ложку мёда предлагает свою каплю дёгтя. Удачные находки соседствуют с позорными недочётами, тусклая графика оттеняет безупречное звуковое оформление, а однообразные побочные задания заставляют забыть о драйве основных миссий.
Scarface

GTA: Vice City

Примечательно, что в западной прессе «Лицо со шрамом» встретили гораздо теплее. Средний рейтинг игры в отечественных изданиях застыл на отметке в 60 баллов, а вот на Metacritic дорос до неплохих 75. С чем это связано — не совсем понятно, но своя версия есть у Ставицкого:

Некоторые наши западные коллеги отчего-то хвалят Scarface за привнесение свежих идей в привычную -схему. Нам тут остаётся только посоветовать уважаемым авторам измерить температуру собственного тела ректальным способом.
GTA

И действительно, заключения некоторых иностранных коллег заставляют задаться вопросом: а они точно играли в ту игру?

Radical предлагает высокобюджетный, первоклассный опыт, стирающий грань между фильмами и видеоиграми. Сейчас уже недостаточно просто скопировать популярную игру. Жанр необходимо обновлять и освежать, внедряя в него новые идеи, и всё, что я могу сказать на этот счёт, — с этим справилась.
Вон Смит, Cheat Code Central

Radical

В Scarface: The World is Yours присутствует множество мелочей, добавляющих ей увлекательности, но именно сумма всех её частей делает [из ] отличную игру. В игре было исправлено множество присущих жанру проблем, а работа по адаптации мира для геймеров проделана поистине колоссальная.
Крис Роупер, IGN

Правда, и на постсоветском пространстве нашлись авторы, которым The World is Yours «зашла»:

Не буду больше растекаться по древу… Вот она, истина: Scarface: The World Is Yours — это действительно обалденная игра с незабываемой атмосферой, великолепным сюжетом, богатым геймплеем и не шибко портящими радость недочётами. Однозначный must have даже для тех, кто впервые слышит имя Тони Монтана.
Шайтан и прочие гламурные зверьки, «Шпиль!»

Дима Язовицкий, «Шпиль!»

Спасибо за изучение материала, подписывайтесь и приходите ещё!

Не забывайте комментировать, вдруг есть своё ностальгическое мнение по поводу игры или фильма "Лицо Со Шрамом" "Scarface"