Методическая разработка состоит из серии уроков, буду опубликовывать частями.
План – конспект 1 занятия.
Тема: «Знакомство с особенностями и приемами работы техники «вливание цвета в цвет» на основе взаимодействия акварели с водой и бумагой».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
1. Дать представление о технике «вливание цвета в цвет»;
2. Показать выразительные возможности этой техники на основе взаимодействия акварели с водой и бумагой.
Задачи:
учебные
• дать представление о выразительных возможностях акварельной техники «вливание цвета в цвет»;
• обучать умению использовать выразительные возможности акварели;
• реализация полученных знаний в практическом применении.
• формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
развивающие
• развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока;
• развивать навыки осознанного использования выразительных средств акварельной техники;
• развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.
познавательные
• расширять представление учащихся о разнообразии использования выразительных средств акварели в изученной технике.
воспитательные
• прививать стремление к получению лучшего результата.
Основное содержание темы, термины, понятия
Понятие акварельная техника “вливание цвета в цвет”. Разнообразие выразительных возможностей техники при взаимодействии акварели с водой и бумагой. Изобразительные возможности техники. Способы создания изображения при помощи различных приемов.
Планируемый результат:
предметные умения
• знать особенности работы с акварельной техникой «вливание цвета в цвет»;
• умение использовать изобразительные средства выразительности акварельной техники «вливание цвета в цвет» в живописном изображении.
Организация пространства:
Межпредметные связи: живопись, рисунок.
Оборудование для учителя: план-конспект урока, наглядные пособия, мультимедиа сопровождение, акварель, бумага, кисти, карандаш, ластик, полотенце и тряпочка, банка с водой, палитра.
Оборудование для учеников: акварель, бумага, кисти, карандаш, ластик, полотенце и тряпочка, банка с водой, палитра.
План урока:
1.Организационный момент. – 1 мин.
2.Беседа-введение в тему урока. Видеофильм. – 7 мин.
3. Сообщение темы, целей урока. Знакомство с особенностями и приемами работы техники «вливание цвета в цвет» на основе взаимодействия акварели с водой и бумагой. – 5 мин.
4. Педагогический рисунок. Практическая часть: упражнения. - 20 мин.
5. Подведение итогов. Сообщение темы следующего урока и необходимые материалы для него. Уборка рабочего места - 7 мин.
Итого: 40 мин.
-Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте!
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с техникой «вливание цвета в цвет» в акварели. Узнаете об особенностях и приёмах работы в этой технике на основе взаимодействия акварели с водой и бумагой. Внимательно слушают учителя. Смотрят видеофильм.
- Вы просмотрели видеофильм «О технике вливание цвета в цвет» и увидели, на сколько разнообразны её возможности. И это не похоже на то определение, с которым Вы встречались ранее. А именно: «На кисть, напитанную водой, берется немного акварельной краски нужного цвета, рисуется линия на листе, затем кисть прополаскивается и набирается краска другого цвета, и рисуется цветовая линия вплотную к нарисованной ранее линии, ещё не высохшей. Все это делается очень быстро.»
- Что нового Вы узнали о технике «вливание цвета в цвет»? - Можно работать как линией, так и пятном.
- А на сколько разнообразной может быть линия при вливании цвета? - Линия может быть горизонтальной, вертикальной, волнистой, под разным наклоном и т.д.
- А какую бумагу мы используем? - Сухую, влажную.
- Теперь мы можем с Вами вместе сформулировать определение: «Что же такое техника в акварели «вливание цвета в цвет»? Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение.
(Совокупность приёмов работы со средствами выразительности, такими как линия, пятно по сухой или влажной бумаге с использованием от двух и более цветов.) Участвуют в беседе.
Рассматривают изображения, делают выводы
Ведется последовательный показ учителем выполнение упражнений. Используются маленькие размеры бумаги для рисунков 1/8 листа А4. Небольшие по размеру форматы не мешают целостному восприятию листа и соответствуют творческой импульсивности ребёнка данного возраста, требующей максимально быстрого и изображения желаемых мотивов.
1 упражнение: Диффузия красок по влажной поверхности листа.
а) смешивание красок средством выразительности – линией;
б) смешение красок средством выразительности – пятном.
2 упражнение: Диффузия красок по сухой поверхности листа.
а) линия.
б) пятно. Учащиеся внимательно слушают учителя, следят за работой.
Оформляется выставка работ учащихся.
У каждого ученика есть рамки для оформления работ (в папки формата А4 вырезаем 2 отверстия в виде рамки. (оформляем небольшое паспарту). Оформленные работы учеников приобретают законченность, образную. целостность и эстетическую выразительность. Учащиеся таким способом познают шкалу ценности лично созданного рисунка и осознание достойности даже маленького творений.
- Что нового узнали на уроке? - Работы с применением линий похожи на волны, дождь, небо, растущую траву.
- Сравните свои работы. Какие образы у вас возникают при просмотре работ? - Работы с применением пятен похожих на звезды, салют, планеты.
Осуществляют взаимный контроль.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
***
План-конспект 2 занятия.
Тема: Сарафан для царицы Осени (этюд осенних листьев).
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Научить работать приемом «вливание цвета в цвет» по влажной и сухой бумаге акварельными краскам, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
2. Развивать умение мыслить творчески;
3. Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе;
4. Изучить различную форму и структуру листьев.
Задачи:
учебные
• дать представление о выразительных возможностях акварельной техники «вливание цвета в цвет» на примере этюда листьев;
• познакомить детей со строением листа, разнообразием листьев;
• научить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;
• реализация полученных знаний в практическом применении.
• формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
развивающие
• развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока;
• развивать навыки осознанного использования выразительных средств акварельной техники;
• развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.
познавательные
• расширять представление учащихся о разнообразии использования выразительных средств акварели в изученной технике.
воспитательные
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Основное содержание темы, термины, понятия
Форма, строение листьев; цветовая палитра; оттенки; компоновка листа.
Планируемый результат:
предметные умения
• знать особенности работы с акварельной техникой «вливание цвета в цвет»;
• умение использовать изобразительные средства выразительности акварельной техники «вливание цвета в цвет» в живописном изображении.
Организация пространства:
Межпредметные связи: живопись, рисунок.
Оборудование для учителя: план-конспект урока, наглядные пособия, мультимедиа сопровождение, акварель, бумага, кисти, карандаш, ластик, полотенце и тряпочка, банка с водой, палитра, шаблоны листьев, гербарий из листьев, ножницы.
Оборудование для учеников: акварель, бумага, кисти, карандаш, ластик, полотенце и тряпочка, банка с водой, палитра, гербарий из листьев, ножницы.
План урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы урока. – 1 мин.
2. Беседа-введение в тему урока. Презентация. – 2 мин.
3. Актуализация знаний учащихся. – 7 мин.
4. Формирование новых знаний и их практическое применение. Педагогический рисунок. - 23 мин.
5. Подведение итогов. Сообщение темы следующего урока и необходимые материалы для него. Уборка рабочего места - 7 мин.
Итого: 40 мин.
-Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте!
Ребята, вы слышали как осенние листья кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как листочки.
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
– Какое сейчас время года? - Осень.
– По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? - Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.
– Молодцы! Вы назвали много признаков осени.
– Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.
( Презентация "Сарафан для царицы осени"). Слайд.
К нам Осень – Царица идёт величаво:
То листья закружит сплошным хороводом –
Порхают они: вверх, налево, направо,
Кружат, поздравляя Царицу с приходом.
Роскошны наряды – ведь Осень – кокетка:
То в желтом сегодня, то в красном блистает.
Дождём всё омоет – златые монетки
Блестят вместо листьев, и всех восхищают!
(Е. Туриковой)
- Ребята, к нам обратилась Царица Осень за помощью. Она очень большая модница, нарядов у неё видимо - не видимо. Но все они приходят в негодность со временем. Посмотрите, что с ними не так? Слайд .
Участвуют в беседе.
Рассматривают изображения, делают выводы.
Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение.
- Листочки завяли и утратили краски осени, они выглядят не красиво
А Осени так хочется сделать свои наряды вечными и красивыми. Давайте поможем ей в этом?- Да.
- А как сделать сарафан для Осени вечно ярким и красочным? Что нужно сделать с осенними листочками?- Второй вариант: раскрасим листья.
Обсуждение вариантов:
– Можно вырезать листья из цветной бумаги, но тогда они не передадут всех оттенков осенней листвы.
– Можно раскрасить листья красками.
– Можно прикрепить высушенные листья, но они быстро осыпаются.
– Какой вариант нам больше всего подходит?
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени.
Слайды .
– Какие цвета осенней листвы вы видите?- Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.
– Вы собрали много листьев. Давайте посмотрим, они лежат у вас на партах.
– Одинаковые ли они?- Нет.
– А чем они отличаются?- Цветом, формой, размером.
– Какие листья бывают по форме? - Круглые, овальные, треугольные. Слайд. Участвуют в беседе
Я вам сейчас раздам шаблоны листьев. Вы их обрисовываете на свой лист формата А6.(Слайд)
– Придать сарафану царицы Осени праздничность помогут яркие красивые листья, выполненные в очень интересной технике. Она называется – работа акварельными красками в технике «Вливание цвета в цвет» по сухой и влажной бумаге
Практическая работа с красками.(Слайд)
– Итак, приступим к работе:
1. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.
2. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду.
Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся бумаги.
– Что происходит? - Краска расползается.
– Такая техника называется «вливание цвета в цвет» по влажной бумаге. Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому.
– Расскажите, как вы получили такие интересные цвета.
– Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листиках.
– Ребята, не забудьте нарисовать прожилки (Слайд).
Участвуют в беседе.
Учащиеся внимательно слушают учителя, следят за работой
- Жёлтый цвет при встрече с красным превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и т.д..
Индивидуальная практическая работа учащихся
Листочки вырезаются и наклеиваются на приготовленный набросок сарафана для Царицы Осени.
– Посмотрите, какие получились листики, ну совсем как настоящие. Создадим из наших листиков сарафан.
– Красивый получился у нас наряд для Осени? - Да.
Осуществляют взаимный контроль.