Найти тему

Канал рукотворный. Немного истории

Не все знают, что еще 100 лет назад канала имени Москвы не было на картах и не существовало в природе. Ландшафты Подмосковных городов и деревень, расположенных вдоль канала, были совсем иными.

Географические сведения. Канал протянулся на 128 километров с северо-запада Москвы, через Химки, Долгопрудный, Дмитров до города Дубна до Волги.

Для чего он был нужен? Доставка товаров из центральной России в Москву, Санкт-Петербург, к Балтийскому морю. Через Балтийское море уже в страны северной Европы. Перевозка товаров водным путем обходилась дешевле, чем наземным транспортом. Сейчас канал соединяет две реки – Москву и Волгу. До строительства канала удобного речного сообщения от Волги к Москве не было.
Вторая проблема, которую решило строительство канала - это снабжение Москвы водой. К середине 19-го века рост промышленности и населения в городе, привел к обмелению и загрязнению реки Москвы.
Когда появилась идея построить канал? Первые проекты появились еще при Петре Первом, когда столица переехала в Санкт-Петербург. Ни железнодорожного, ни речного сообщения между двумя столицами тогда не существовало. По самым масштабным замыслам канал соединял реки Волгу и Москву, а дальше шел в сторону Санкт-Петербурга. Но отсутствовала техническая возможность воплотить все замыслы, отраженные на бумаги. Например, не было технологий, для постройки шлюзов с перепадом воды более двух метров. Техника была достаточно примитивной, что сильно увеличивало стоимость прокладки канала.
Только в 1825 при Николае Первом стройка началась. К 1844 году было прорыто почти 300 километров пути, канал даже эксплуатировался. Правда, не тот отрезок, что сейчас называется каналом имени Москвы, а отрезок, соединяющий реки Истру, Дубну, Сестру и Москву. На картах он именуется
«Екатерининским каналом». В 1860 году по каналу прошло последнее судно, это было связано с тем, что появился более дешевый и быстрый способ связи между городами – железная дорога.
Когда он все же был построен? 1932 год, река Москва по-прежнему не удовлетворяет потребности жителей столицы в воде. Из 4 возможных решений соединения Москвы с Волгой выбрано одно и начинается стройка, которая продлится 5 лет. За это время будет вырыто 128 километров канала, построено 8 шлюзов и 10 плотин.
Река Москва вновь наполнилась водой до нужного уровня, благодаря каналу имени Москвы
жители и предприятия столицы больше не испытывают острой нужды в воде.

Шлюз № 4
Шлюз № 4

Как проходила стройка? Стройка велась силами заключенных. Верхние, плодородные слои почвы снимались лопатой и на тачке вывозились на край будущего берега. Зимой промерзшая почва взрывалась и вывозилась прежним образом. Экскаваторы появились только когда сроки строительства стали срываться.
Только на участке между Химками и Долгопрудным было убрано 10 млн тонн грунта. 2 млн из которых срыто вручную. Для этой цели на дне котлована была проложена кольцевая линия железной дороги. Каждый 5 минут состав наполнялся землей и поезд отъезжал для разгрузки. Подробная статья с картой мест разгрузки и линиями ж/д пути
здесь.
Сколько человек участвовало в строительстве? Точной цифры найти невозможно. По самым скромным предположениям на стройку привезли 700 000 заключенных, по самым смелым эта цифра доходит почти до 2 000 000 человек.

4 июня 1934 года Глубокую выемку (участок между Химками и Долгопрудным) посетила высочайшая делегация во главе с И.Сталиным. С этим посещением связана достоверная история. Заканчивая осмотр стройплощадки, Сталин заметил, что многие каналоармейцы (то есть заключённые) работают без обуви и немедленно приказал в течение двух часов их обуть. А людей, ответственных за снабжение, расстрелять. Ответственных расстреляли, зэков обули.
Глубокая выемка - это название присутствует и на современных картах
Глубокая выемка - это название присутствует и на современных картах

Из этой небольшой истории можно сделать вывод в каких условиях приходилось трудиться «чернорабочим». Жили бывшие заключенные в бараках, тут же недалеко от места работы. Десятки тысяч погибали от несчастных случаев, от тяжелого труда, голода, от отравления ядовитыми травами, которые ели с голодухи.

Химкинский участок канала
Химкинский участок канала

В 1947 году, канал Москва-Волга переименован в канал имени Москвы. Благодаря ему мы с вами не задумываясь наливаем воду из под крана. В летний сезон имеем возможность путешествовать на теплоходах в соседние республики. В Химках и Долгопрудном вдоль канала проложены красивые набережные и парки, устроено несколько водохранилищ, на которых можно рыбачить, кататься на водных скутерах и катерах.
Вот так, усилиями многих тысяч людей, всего за 5 лет удалось создать водную важнейшую для столицы и страны водную артерию