"Стратегия без тактики – самый медленный путь к победе, тактика без стратегии-тщеславие перед поражением" - эти очевидные истины, высказанные много веков назад китайским философом Сунь Цзы, очень четко характеризуют жизнь России последних 30 лет. Сегодня как никогда важно разработать стратегию развития страны, национальную идеологию российского государства. Это то, что "радужная директива"говорит нам сегодня.
президент России Владимир Путин выразил следующий тезис:
Прямая угроза политической, экономической и идеологической монополии Запада заключается в том, что в мире могут возникнуть альтернативные социальные модели.
Или еще острее и определенно:
Я убежден, что истинная демократия в многополярном мире предполагает, прежде всего, возможность любого народа – я хочу подчеркнуть это – любого общества, любой цивилизации, которая выбирает свой собственный путь, свою социально-политическую систему.Если Соединенные Штаты и страны Евросоюза имеют такое право, то оно, безусловно, есть у азиатских стран, исламских государств, монархий Персидского залива и государств других континентов. Конечно, у нашей страны, России, она есть, и никто никогда не сможет диктовать нашему народу, какое общество и на каких принципах мы должны строить.
Сегодня в России речь идет о создании именно такой альтернативной социальной модели либеральной демократии, построении собственной социально-политической системы. Именно такой конструктивный шаг призван стать следующим этапом нашей стратегии в развертывании острой цивилизационной войны.
Основой такой социальной модели являются традиционные ценности, указ о сохранении и укреплении которых был подписан президентом 9.ноябрь 2022. (указ № 809).
Вот список традиционных ценностей, которые отныне приобретают, по сути, национальный характер. Это основы суверенной идеологии, которая в некотором смысле обязательна для всех граждан России.
Давайте подробнее рассмотрим этот важнейший код новой операционной системы российского общества. Приведем указ номер 809.
"Традиционные ценности включают:
жизнь,
достоинство,
права и свободы человека,
патриотизм, гражданство, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие моральные идеалы,
сильная семья,
творческая работа,
приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
благодать,
правосудие,
коллективизм, взаимопомощь и взаимное уважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России."
Эти 14 пунктов следует рассматривать как смысловые узлы суверенной идеологии. Государство теперь взяло на себя ответственность за состояние общественного сознания, и на них будет основана общественная модель, альтернатива Западу. В некотором смысле они становятся священными.
Первые три пункта являются общими для русской традиции и либеральных идеологий Запада.
Право на жизнь. Первый пункт признан традиционной ценностью различными обществами-традиционными и современными. Жизнь человека доверена только ему, и другой человек не имеет права по своему усмотрению лишать жизни другого. Более того, в религиозных обществах акт самоубийства (не говоря уже о принуждении к нему) также считается преступлением.
Единственное исключение-государство, которое при определенных обстоятельствах имеет право распоряжаться жизнями своих граждан – наказывать осужденных за доказанные преступления или отправлять их на борьбу за защиту Отечества. Но если жизнь-это традиционная ценность, которую нужно сохранить и укрепить, то государство также должно учитывать это в крайних случаях – проявляя, по возможности, милосердие к преступникам и защиту жизни солдат и бойцов.
Достоинство. Второй пункт подтверждает естественное достоинство человека, которое должно быть признано и учтено как обществом, так и государством. Опять же, эта ценность является общей для религиозных культур и современных либеральных идеологий. В религии достоинство человека проистекает из его особого места в творении, где он ставится в положение представителя Бога перед остальной природой и несет за это полную ответственность.
В светском контексте эта ответственность перед Богом исчезает, но особое место человека в природе остается неизменным. Только в современных теориях глубокой экологии и постгуманизма (а также в постмодернизме и умозрительном реализме) человек теряет достоинство и рассматривается как угроза окружающей среде.
Права и свободы человека. Третий пункт также не отличается от принципов либеральных идеологий, которые также заявляют о правах человека, хотя на практике они постоянно попираются и попираются. Идеология-это не практика, а стандарт. В случае правил важно не то, соблюдаются они или нет, а то, что они сами по себе, каково их содержание.
Что касается первых трех пунктов, следует подчеркнуть следующее. Можно подумать, что все они соответствуют либеральной идеологии и, следовательно, не являются ее альтернативой. Но это не так.
Поскольку мы говорим об идеологии, все 14 пунктов вместе имеют смысл. И первые три принципа следует рассматривать не отдельно, а исходя из совокупности всех четырнадцати принципов, на основании которых они приобретают свой особый смысл, свойственный нашей цивилизации и традициям. И из целостности понимания всех 14 пунктов раскрывается особая русская идея самого человека.
Человек становится нормативным, когда у него есть все 14 качеств, которые он принимает как ценность. Это означает, что права и свободы относятся к этому полноправному человеку. Русский закон и Русская правда должны толковаться в контексте российской истории. И здесь особенно необходимо учитывать христианскую идею жизни, достоинства, права и свободы, которая гармонично сочетается с идеями в других традиционных конфессиях.
Альтернативный характер русской цивилизации отчетливо раскрывается из 4.точки-патриотизм, гражданство, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Здесь мы имеем дело с чисто российским отношением к государству как к высшей ценности. До 1917 года. это отразилось на идее священной природы монархии.
Россия была империей, унаследовавшей свой священный статус от Византии, а русский царь трактовался как холдинг, то есть не только политический, но и религиозный деятель, препятствующий приходу Антихриста в мир. Поэтому патриотизм в России приобрел отчасти религиозный характер-служение Отечеству и ответственность за его судьбу были духовным подвигом.