Почему надежды главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля на строительство транспортных коридоров из постсоветских республик несостоятельны – в комментарии эксперта FederalCity, политолога Вадима Максимова.
- По итогам визита в среднеазиатские республики господин Боррель заявил о готовности Евросоюза участвовать в строительстве транспортных коридоров в Центральную Азию в обход России. Главный евродипломат упирал на то, что это в интересах прежде всего самих республик. Много ли шансов на реализацию этих масштабных проектов?
- Если под проект подведена соответствующая база, созданы необходимые условия, то он имеет все шансы реализоваться. Вот только это не про транспортные артерии Центральная Азия – Европа.
Почему эта тема так актуальна сейчас для Евросоюза? Все просто – ЕС отчаянно нуждается в дешевых энергоресурсах, чтобы не скатиться в рецессионное пике и не лишиться промышленности. Планы по замещению российских газа и нефти у евробюрократов провалились. Вместо них они вынуждены конкурировать за политически благонадежное "голубое топливо" из США со странами Юго-Восточной Азии, и перебить европейцы могут только ценой. Вот они и переплачивают, с одной стороны, наполняя свои хранилища, а с другой – делая свою продукцию неконкурентной.
В тоже время газ и отчасти нефть есть в бывших среднеазиатских республиках СССР – Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии, и, в первую очередь, в Казахстане. Именно поэтому градус активного продвижения своих интересов Евросоюз смещает в Центральную Азию, именно с неоколониальными целями прибыл туда Жозеп Боррель. И хотя стремления ЕС лицемерно замаскированы "вовлечением ЦА в европейскую орбиту" и необходимостью для среднеазиатских республик "диверсифицировать" пути поставок своих ресурсов, это все та же колониальная политика. Ее суть – получить золото за зеркальца. Только так Старый Свет может остаться в мировой системе координат как серьезный и самостоятельный игрок.
Вот только шансов на взятие под контроль стран Центральной Азии у Евросоюза крайне мало.
Страны Центральной Азии на политической карте мира. Источник: topwar.ru.
- Так какие же необходимые условия для реализации этих планов у евробюрократов не сложились? Что им помешает заменить Россию в Средней Азии?
- Тут есть несколько факторов, благодаря которым идеи Евросоюза получать ресурсы из Средней Азии в обход России вряд ли претворятся в жизнь.
Во-первых, это география. Посмотрите на карту. Все существующие сухопутные транспортные артерии, как и трубопроводы из Туркмении и Казахстана в обход России идут через Иран и Турцию. Есть и морской путь – через Каспийское море в Азербайджан, затем сушей через Грузию в Стамбул. Есть трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, есть Трансанатолиийский газопровод Баку-Рустави-Турция. Но все эти пути имеют для Европы огромный минус – все они замыкаются на Турцию или Иран. Отношения с этими странами у Запада постоянно ухудшаются, и сменить зависимость от Москвы на Стамбул или Тегеран для европейских элит неприемлемо. Поэтому единственная возможность избежать территории этих трех стран для ЕС – это построить трубопровод по дну Каспия, а потом по дну Черного моря. Пока возможностей для этого у Брюсселя нет.
Второй фактор – экономический. Даже если не брать в расчет, что транспортный коридор через РФ дешевле и вдвое-втрое быстрее, чем альтернативные пути, то есть вопрос свободных объемов среднеазиатских ресурсов. Практические все свободные мощности у Туркменистана, Казахстана и Узбекистана законтрактованы Китаем, Индией, Пакистаном. Где Евросоюз надеется изыскать дополнительные крупные объемы углеводородов и полезных ископаемых – вот вопрос.
И третий – политический момент. Все страны Центральной (Средней) Азии находятся в зоне влияния России, и пусть степень его неуклонно снижается, оно есть – через трудоустройство местного населения в РФ, уже существующие трубопроводы и железнодорожные магистрали, деловые и культурные связи. Однако для планов Европы — это еще полбеды. К сожалению, бывшие среднеазиатские республики СССР все меньше уважают и боятся РФ – таковы последствия просчетов нашей политики на этом направлении. А вот огромная зависимость этих стран от Китая и, отчасти, Турции, является козырем, который побьет любые европейские карты.
Именно поэтому надежды главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля на строительство транспортных коридоров из постсоветских республик в обход России несостоятельны.
Транспортные артерии из стран Центральной и Юго-Восточной Азии в Европу. Источник: t.me/rlz_the_kraken.