Признаться честно, первые прослушивания Since I've Been Loving You в своё время стали для меня одним из самых сильных впечатлений от музыки, которое изменило мое мировосприятие навсегда. Было это уже довольно давно, больше тридцати лет назад, но я все равно помню всё довольно хорошо.
Уже первое знакомство, когда слышишь. но еще не все понимаешь...уже оно привело меня к мысли, что я столкнулся с чем-то таким, с чем не сталкивался никогда до этого. Ведь как я в юности воспринимал музыку? Больше как развлечение, что-нибудь легкомысленное в большей степени. После второго прослушивания я решил, что лучше закрыться в комнате, выключить свет и еще раз надеть наушники, чтобы уже ничего не мешало...Я был очень взволнован.
Наверное никогда, ни до, ни после я не помню такого шока именно от прослушивания музыки. Первые же ноты...и тебя словно за руку вводят в комнату, наполненную этой драматичной атмосферой...Пейдж только касается струн...и все меняется вокруг. Словно заволакивает в этот блюз и все - ты уже полностью в его власти. Невозможно обращать внимание ни на что другое.
Всякий раз когда мне начинало казаться, что дальше накручивать уже невозможно...музыканты поднимали градус экзальтации еще выше. Это казалось чем-то немыслимым, ведь к середине песни я был уже полностью убежден, что слышу самое гениальное драматическое произведение из всех, когда либо созданных человеком. Гитарное соло...словно вниз с обрыва. Кто и когда еще смог настолько сильно передать смятение в душе?
Пауза и вторая часть...
Разве гитарное соло - не вершина вершин? Но группа идет дальше. У меня было полное ощущение, что меня скручивает винтом и скоро расплющит по стенам. Кода оставляет чувство полного опустошения вместе с осознанием, что только что соприкоснулся с чем-то по настоящему гениальным.
Когда словно из тумана до меня долетели первые звуки Out On The Tiles...то все, на что меня хватило - это протянуть руку и остановить пленку. В тот вечер я не мог больше слушать ничего. После ЭТОГО слушать что-то еще было невозможно.
Конечно, со временем эмоции улеглись, а восприятие притупилось. Сейчас мне даже не нужно снова включать эту запись - она прекрасно сохранилась в голове до мельчайших подробностей. С годами пришло время более трезвых оценок.
Спустя много лет у меня сложилось мнение, что тут такой случай, когда речь можно вести о гениальной конкретной записи. Я имею в виду, что именно студийная версия, зафиксированная на пластинке Led Zeppelin III - лучший из возможных вариантов этого блюза. Гениальное исполнение, где вся группа выдает максимум, которое удалось "поймать" на записи. Ни одно другое, за редким исключением - не дотягивает. Лучшее тому подтверждение - бонусный диск к третьему альбому, для которого Джимми Пейдж отобрал другой вариант записи. И там все прекрасно слышно - музыканты не достигают тех же пиков, и блюз уже не звучит столь же убедительно.
Почти то же самое можно сказать почти обо всех концертных версиях. Какие-то из них лучше, какие-то хуже, но из всего множества вариантов я все же предпочту каноническую версию с Led Zeppelin III. Пусть даже со скрипучей педалью Джона Бонэма.
Лучше просто не сделать.
Джимми Пейдж достиг одного из своих максимумов на этой записи. Как бы не критиковали гитариста задним числом, но в 1970-м году он был в прекрасной форме и Since I've Been Loving You - одно из самых явных тому подтверждений. Многие ценители жалеют о том, что Джимми никогда не пытался точно воспроизвести эту запись на концертах группы. Но подход Пейджа совсем не похож на общепринятый в таких случаях. Что бы сделал почти любой другой гитарист на его месте? Правильно - он "снял" бы сам себя и играл бы студийный вариант блюза на концертах...но не Пейдж. Подход Джимми чем-то напоминает фотографирование на Polaroid - каждое фото уникально, как уникально каждое мгновение жизни. По сути - версий Since I've Been Loving You существует столько же, сколько его студийных и живых воплощений. Минус, однако, в том, что к идеалу приблизиться удавалось не так часто, как хотелось бы.
Под занавес процитирую известное интервью Джимми Пейджа журналу Guitar World 1994 года, где он касается темы Since I've Been Loving You...
"- Наверное блюзовый материал был исчерпан вами на двух первых пластинках?
- Нет. На наших альбомах блюз был всегда. Играть блюз всегда очень сложно. Очень трудно сделать что-то оригинальное. Since I've Been Loving You - превосходный пример. Это была единственная песня с третьего альбома, которую мы играли живьем еще до начала записи, и записывать ее было очень непросто. Пришлось сделать несколько дублей. Окончательная версия оказалась "живым" вариантом, в котором Джон Пол Джонс одновременно играл на органе и на ножном педальном басу.
- Since I've Been Loving You трудно назвать типичным блюзом.
- Это зависит от того, что вы считаете блюзом. Все немедленно начинают говорить о 12-ти тактах, но я не считаю, что обязательно нужно 12 тактов, чтобы передать это эмоциональное состояние. Блюз может быть каким угодно."(с)
Признаться, в свое время последняя фраза стала для меня откровением. Это было то, что я чувствовал, но не мог передать словами, а Джимми сказал эти слова вслух и все встало на свои места.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки.