Компания "Coca-Cola" была в числе тех, кто ушёл из России после начала СВО на Украине. В этот момент мы столкнулись с беспрецедентным исходом крупнейших мировых брендов из нашей страны. И если в 2014 году я спокойно рассуждал о проблемах импортозамещения на фоне новостей ухода польских яблок с российского рынка, то уход такой компании как "Кока-Кола" видится мне событием более значимым. И вот почему.
Я был на заводе "Coca-Cola" и мне довелось общаться с её директором. Скажу вам без ложного патриотизма: тот подход, с которым компания ведёт бизнес, достоин восхищения. На всех уровнях: от производства до менеджмента. Для нашей страны это не только крупный налогоплательщик и работодатель, но ещё и место, где наши кадры могут чему-то научиться и получить опыт без преувеличения самой передовой компании в мире.
Любопытный факт: "Кока-Кола" чуть ли не единственный бренд, который знает во всех странах мира большая часть населения. Естественно, компания с таким размахом создала целую нишу потребителей напитка. А как известно, свято место пусто не бывает.
Естествено в бой тут же ринулись производители отечественных газированых напитков всех мастей и калибров. Признаюсь, так как я люблю Кока-Колу, то, естественно, начал пробовать появившиеся альтернативы в поисках заменителя. Каким бы патриотом ты ни был, а коктейль "Куба Либре" с квасом не вызывает восторга 😉
О напитке ходит много легенд, что его рецепт уже более века держится в тайне и разбит на части, и ни один человек не знает всю формулу целиком. Это, конечно, полная чушь. Не нужно даже иметь лабораторию, чтобы узнать состав того или иного напитка. Любой производитель напитков обязан предоставить в Роспотребнадзор его точный состав, чтобы могли проверить и одобрить его к производству.
Так что состав "Кока-Колы" защищён не тайной формулой, а патентом и юристами. А точный состав, я думаю, в нашей стране может получить любой, у когда достаточно связей в Роспотребнадзоре.
Но не всё так однозначно. Компания вроде бы ушла с рынка, но вроде бы и не ушла. Дело в том, что компания "Мултон", которая производила соки "Добрый" была лет пятнадцать назад поглощена "Coca-Cola". Теперь эту компанию снова вывели из состава материнской компании и она начала производить колу под маркой "Добрый". При этом акционером "Мултона" перестала быть компания Кока-Кола, а её место занял её же ботлер (т.е. компания, который получает концентрат, разводит его и разливает по бутылкам).
Так что де-юро, это не "Кока-Кола". Но де-факто, мы все понимаем, что это она. Вот она – принципиальность бизнеса. Вроде как ушли, выразив протест, но бизнес свой реорганизовали, насколько я понял и оставили.
Я бы продолжил пить "Добрый cola", но не вижу пока в магазинах версии без сахара. Зато другой производитель быстро освоил этот напиток.
Сейчас полки "Магнитов" и "Пятёрочек" забиты "Cool Cola". Её производит другой гигант – "Очаковский". Неплохой заменитель. Я пробовал проводить слепые тесты между оригинальной "Колой", "Доброй" и этой и не смог навскидку понять разницу. И не только я. Вся моя семья участовала в тесте.
Причём "Cool Cola" есть и в версии "Zero". Что-то подсказывает мне, что кто-то уже побывал в Ростопотребнадзоре и получил заветный рецепт. Я даже не удивлюсь, если узнаю, что и туда ходить не пришлось, а сам оригинальный концентрат поставляется если не производителем напрямую, то через посреднические компании откуда-нибудь из ближнего зарубежья с согласия (а может и без) самого производителя. Как говорится, бизнес ничего личного.
В общем, без подробного анализа объёмов потребления и производства я не могу констатировать, что мы догнали и перегнали "Кока-Колу" и "ПепсиКо" в отдельно взятой стране. Но как потребитель я не заметил "потери бойца". Не вижу особой разницы.
Вообще, мне очень нравится "Байкал", никак не дождусь, пока наш отечественный менеджмент додумается выпускать версии без сахара.
Любому маркетологу в этой сфере известно, что Coca-Cola Zero обогнала по продажам оригинальный напиток, но наши ольдскульные маркетологи не в теме. Как-то раз только видел в "Ашане" безалкогольную версию "Байкала".
В общем, поживём – увидим. В этой отрасли мне никаких проблем с импортозамещением не видится. Больше беспокоит, что мы не в состоянии произвести нормальный гражданский автомобиль, самолёт, компьютер и телефон. А перемешивать в воде сахар, ароматизатор, краситель и наполнять её углекислым газом мы точно можем. Этот процесс по зубам стране создавшей первый атомный ледокол. Пока ещё по зубам :)
P.S. Я знаю, что в нашей стране есть некоторое количество идиотов, которые после любого поста о "Кока-Коле" пишут, что они моют этим напитком посуду и унитазы.
Милые и любимые идиоты, мыть посуду и унитазы можно любым напитком, содержащим достаточное количество кислот. Можете даже мыть унитазы и посуду сухим выдержанным "Кьянти". Поверьте, эффект тоже будет. Но гораздо эффективнее с экономической точки зрения мыть посуду и унитазы специфическими моющими средствами, которые имеют большую концентрацию необходимых моющих веществ, чем лимонная и ортафосфорная кислоты, содержащиеся практически в ЛЮБОМ лимонаде. Поэтому не тратьте силы не строчите комментарии, как вы отмыли "Кока-Колой" свой унитаз.
-
У меня есть Телеграм-канал, о моих съёмках в экспедициях, я веду прямые эфиры, и вы можете участвовать в приключениях в реальном времени.