Найти в Дзене
Jazz Center

MILES DAVIS "IN A SILENT WAY"

Возможно, Майлз Дэвис - самый великий джазовый музыкант из тех, что ступали по Земле. Возможно даже, что он не с этой планеты. По крайней мере, в 1969 году, когда вышел этот альбом, подобное предположение не казалось бы столь фантастичным. Можно запросто изучать историю джаза, как высокого академического искусства, по творчеству Дэвиса. Начиная с пятидесятых годов, он записал невероятное количество настолько разных пластинок, что их принадлежность перу одного композитора вызывает обоснованные сомнения. Иными словами, Майлз и есть джаз.
Мир серьезно изменился к концу 60-х годов. Изменилась и музыка. Если еще пару лет назад "рок" воспринимался относительно "легким" жанром, то, не в последнею очередь, благодаря работам Beatles, Pink Floyd, The Who, Cream, Procol Harum, The Doors, etc., рок-музыка стартовала фактически в стратосферу и отрицать ее глубину и интеллектуальность более не имело смысла. Майлз Дэвис первым из серьезных джазовых артистов обратил свой взор на "рок", как большое иск

Возможно, Майлз Дэвис - самый великий джазовый музыкант из тех, что ступали по Земле. Возможно даже, что он не с этой планеты. По крайней мере, в 1969 году, когда вышел этот альбом, подобное предположение не казалось бы столь фантастичным. Можно запросто изучать историю джаза, как высокого академического искусства, по творчеству Дэвиса. Начиная с пятидесятых годов, он записал невероятное количество настолько разных пластинок, что их принадлежность перу одного композитора вызывает обоснованные сомнения. Иными словами, Майлз и есть джаз.
Мир серьезно изменился к концу 60-х годов. Изменилась и музыка. Если еще пару лет назад "рок" воспринимался относительно "легким" жанром, то, не в последнею очередь, благодаря работам Beatles, Pink Floyd, The Who, Cream, Procol Harum, The Doors, etc., рок-музыка стартовала фактически в стратосферу и отрицать ее глубину и интеллектуальность более не имело смысла. Майлз Дэвис первым из серьезных джазовых артистов обратил свой взор на "рок", как большое искусство, и сделал первые убедительные шаги по направлению к органическому "сплаву" джаза и рока. Он всегда был в поиске новых форм, редко почивал на лаврах и перманентно был заинтересован в расширении арсенала выразительных средств. Коллектив, который он собрал для записи этой пластинки примечателен сам по себе: в то время, это были практически никому не известные музыканты, однако, в историческом срезе, все они стали великими на протяжении нескольких следующих лет и творили историю джаза уже самостоятельно.
Итак, гитара - Джон Маклафлин (буквально накануне своей блестящей карьеры в качестве руководителя "The Mahavishnu Orchestra");
Клавишные (акустические и электрические) - Чик Кориа (уже собирающий "Return To Forever"), Джо Завинул (будущий бессменный лидер великой группы "Weather Report"), Харби Хэнкок (музыкант, в дальнейшем работавший с самыми одиозными артистами 70-х, 80-х и 90-х и сделавший головокружительную сольную карьеру в прогрессивной музыке);
Сопрано-саксофон - Вейн Шортер (будущий коллега Джо Завинула по "Weather Report" и колоссальная глыба, сам по себе);
Контрабас - Дейв Холланд (один из самых прославленных басистов-новаторов всех времен, музыкант, влияние которого признавали все: от Стэнли Кларка, до Гедди Ли);
Барабаны - Тони Уильямс (чрезвычайно востребованный студийный и концертный барабанщик, славящийся непостижимым грувом и, в то же время, мастерством играть мелодично и деликатно).
Музыка, рожденная на свет таким составом не могла быть неудачной, по определению. Но она стала откровением, произвела эффект разорвавшейся бомбы и, естественно, очень серьезно опередила свое время. Джазовые пуристы не были готовы к такому "дикому" сочетанию акустических и электрических текстур и в один голос заклеймили Дэвиса "предателем джазовых идеалов", рок-аудитория приняла альбом более благосклонно, но с известной долей осторожности, критики, как это ни странно, были преимущественно в восторге, первый тираж пластинки был распродан в считанные месяцы и стал крупнейшей коммерческой удачей Майлза после альбома 1965 года "My Funny Valentine".
С тех пор невыразимо призрачное звучание этого "тихого" шедевра неизменно волнует души новых слушателей, ласкает слух и терзает сердца. Печальные, как полночные стоны и скрипы оставленного людьми дома, мелодии то рисуют причудливый узор на "стекле времени", то яростно раздувают потухшие угли в "камине отчаянья", то проникновенно исповедуются "ветру странствий".
Альбом состоит всего из двух продолжительных пьес, каждая из которых занимает одну сторону винилового издания:
1) Shhh/Peaceful, написанной самим Дэвисом,
2) In a Silent Way/It's About That Time, созданной в соавторстве с Завинулом.
Две экзистенциальные константы невыразимого.
К прослушиванию я бы рекомендовал версию 2002 года, обладающую потрясающим динамическим диапазоном. Более поздние допечатки, к огромному сожалению, грешат закомпрессированым звуком, а более ранние, в свою очередь, слегка проигрывают в ясности и читаемости.

Автор Андрей Стужев

Выпущено: 30 Июля 1969
Записано: 18 Февраля 1969 в студии CBS 30th Street Studio, Нью Йорк
Жанр: Джаз-фьюжн, прото-спейс, прото-эмбиент
Продолжительность: 38:18
Лейбл: Columbia
Продюсер: Тео Макеро