Найти тему
Царьград

Денег нет, держаться не за что. ПФР противоречит политике президента

ФОТО: КHONGTHAM/SHUTTERSTOCK.COM
ФОТО: КHONGTHAM/SHUTTERSTOCK.COM

Специально для Царьграда: Василий Колташов, руководитель центра политэкономических исследований

Пенсионный фонд России отказывается индексировать пенсии работающим пенсионерам. В фонде назвали негативные эффекты потенциальной индексации пенсий работающим: это снизит доходы неработающих пенсионеров и повысит расходы бюджета – на полтриллиона рублей. В ПФР напомнили, что пенсия для работающих – это льгота.

Пенсия для работающих пенсионеров – это субсидия работодателю для того, чтобы он меньше платил работающим гражданам. То есть это демпинг на рынке труда. Потому что работодатель, который что-то платит пенсионерам, как правило, платит им значительно меньше, чем другим людям, которые не являются пенсионерами. В результате мы наблюдаем ситуацию, когда пенсия работающим является фактором, препятствующим повышению заработной платы.

Что с этим делать, большой вопрос. Сейчас экономика находится в ситуации сжатия. Благодаря инерционной антикризисной политике мы имеем сложности на рынке труда. Частичная мобилизация резервистов снижает эти трудности и создаёт в будущем дополнительный, весьма существенный спрос на рабочую силу в регионах, но, тем не менее, давление на рынок труда всё равно есть. А работающие пенсионеры сохраняют свою работу, так как готовы трудиться за меньшие деньги – это прекрасно для работодателя. Он ориентируется на их зарплаты – и средства, которые он им недоплатит, недоплатит другим тоже, в том числе и молодым людям.

Пенсионный фонд утверждает, что индексация пенсий работающим снизит обеспечение неработающих. Они приводят бюджетные аргументы, суть которых состоит в том, что денег у них недостаточно. Вот и всё. То есть других аргументов нет.

Они говорят: в таком случае мы должны будем меньше платить или меньше индексировать – хотя это будет, как мы знаем, незаконно и не будет соответствовать политике президента и поправкам в Конституцию.

Они по-своему правы. Но всю эту шелуху нужно выбросить и оставить суть. Просто у них денег дополнительных нет, вот и вся аргументация. В политэкономический анализ ситуации они не вдавались. Для них это сложно. Они занимаются распределением конкретных сумм.

Где взять деньги, чиновник говорить не может. Потому что чиновник – существо подневольное. Ему нужно выполнять волю вышестоящих руководителей, которых можно назвать политиками, государственными управленцами, грандбюрократией, высшей бюрократией, имеющей особенную логику. Эти люди, которые гораздо выше рангом, должны сказать, где ПФР взять недостающие деньги. Пока решения нет.

К тому же есть общая линия Минфина на то, что много расходов – это плохо. Хотя мы знаем, что перезапуск экономики – это дело, как раз предполагающее расходы. Но у нас перезапуск в значительной мере будет происходить за счёт военно-кейнсианских расходов. То есть за счёт выплаты денег резервистам. Это будет работать на рынке региональной недвижимости. По этому направлению идут большие расходы, следовательно, сейчас выдвигать какие-то претензии, говорить, давайте ещё здесь потратим деньги, чиновники могут и опасаться.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник