То, что Турция стремится расширить своё влияние, как крупный региональный игрок, нет в этом сомнений. Достаточно посмотреть на ту активность, которую проявляет руководство страны, защищая национальные интересы на международной арене.
Здесь надо отметить, что Турция нередко действует не считаясь с интересами других сильных игроков, как, например, это случилось 22 ноября 2022 года: турецкие военные нанесли ракетный удар по военной базе США в Сирии, где, по мнению турецкой стороны, шла тренировка военнослужащих Рабочей партии Курдистана. Если взять во внимание, что Турция и США состоят в одном военно-политическом блоке - НАТО, то вырисовывается весьма неприглядная картина: странам придётся договариваться на повышенных тонах, но, скорее, кулуарно. США не поспешит с резкими заявлениями в адрес Турции, так как данный политический игрок имеет существенный вес в этом регионе, да и придание огласке распрей может если не подорвать, то уж бросить тень на трансатлантическое единство точно.
Турция стремиться взять под контроль все процессы, протекающие в Закавказье, Средней Азии и даже на Ближнем Востоке, где весьма сильна партия Израиля, Саудовской Аравии и других стран. Из этой вовлеченности в будущем Турция планирует получать неплохие дивиденты, как экономического, так и политического характера. Например, за счёт перераспределения энергоресурсов, которые поступают в Турцию из России, Азербайджана. Имея в своём распоряжении дешевые нефть и газ, Турция упрочила свои переговорные позиции со многими странами, что позволяет ей добиваться для себя нужных решений. С новой реальностью считается даже Саудовская Аравия. Да, Турция не конкурент крупным странам-производителям нефти и газа, но сбрасывать её со счетов при принятии решений уже не получается.
И в этом свете весьма привлекательно выглядит сотрудничество между Турцией и Азербайджаном. Страны действительно близки друг к другу в этническом, религиозном и культурном аспектах. Они имеют схожие интересы в Закавказье, Средней Азии. Обе страны стремятся к усилению своих ролей в регионе и нередко добиваются желаемого за счёт поддержки друг друга. Показателен пример войны в Нагорном Карабахе. С первых дней Турция поддерживала Азербайджан сначала на дипломатическом уровне, а затем расширением военного сотрудничества, как это было в 1993 году после захвата Арменией Кельбаджарского района Азербайджана. Уже в наши дни мы знаем, что большие территории Нагорного Карабаха перешли под контроль Азербайджана, который сумел переломить ход войны только благодаря турецкому оружию - беспилотникам Байрактар. К слову, это военно-техническое сотрудничество продолжается. Оно усиливается год от года новыми межгосударственными документами, подписанными на самом высшем уровне. Например, в 2020 году, в разгар пандемии, в Баку прошло заседание Азербайджано-турецкого совета, на котором были подписаны ряд документов, но некоторые из них касаются непосредственно военно-политического регулирования взаимоотношений двух стран. В частности был подписан Протокол о стратегическом сотрудничестве и Соглашение о военно-финансовом сотрудничестве. Что это значит? Во-первых, протоколом закрепляется догмат выработки планов по достижению целей, взятых в приоритет Турцией или Азербайджаном. То есть, все, что имеет важность для Азербайджана, так же важно для Турции и наоборот. Что касается военно-финансового соглашения, то здесь можно усмотреть зачатки формирования института единого военного бюджета. Поначалу он будет апробирован на ряде реализованных военных проектов, а затем, когда будут выработаны векторы финансовых потоков, определены их объёмы, можно будет говорить о создании единого бюджета, из которого будет финансироваться, скажем, тот или иной род войск, а, может, и союзная группировка войск. Перспектива к этому заложена.
Надо отметить и еще один аспект: стремление Баку к большему вовлечению в международную повестку. Стать весомым её участником Азербайджану без поддержки Турции сложно, так как страна как в политическом, так и экономическом плане имеет малый вес. В то же время официальный Баку активно и тщательно формирует для себя круг международных интересов. В этом плане показательна речь Ильхама Алиева на Саммите тюркских государств: "Тюркский мир состоит не только из независимых тюркских государств, его географические границы гораздо более широки. Считаю, что настало уже время на постоянной основе держать в центре внимания в рамках организации такие вопросы, как права, безопасность, сохранение национальной идентичности, недопущение ассимиляции соотечественников, живущих за пределами стран — членов Организации тюркских государств". Сказаное Ильхамом Алиевым нашло свое продолжение в словесных нападках Азербайджана на Иран. Официальный Баку поддержал иранских протестующих, которые устроили массовые демонстрации и беспорядки в стране осенью 2022 года. Баку вдруг вспомнил о своих соотечественниках, проживающих в Иране. Чем всё это закончится, покажет время, а пока Турция и Азербайджан идут проторенной дорогой в одном направлении. Понятно одно: их региональное военно-политическое обьединение будет очевидной реальностью с ухудшением военной обстановки вокруг этих стран.