Основы С++: Доступ к данным и создание (определение) переменных

110 прочитали
В прошлых статьях мы разобрались в том, что код любой программы состоит из инструкций. А что такое по своей сути инструкции?  Мы можем выразить это так.

В прошлых статьях мы разобрались в том, что код любой программы состоит из инструкций. А что такое по своей сути инструкции?

Мы можем выразить это так.

Инструкции — это упорядоченный метод манипуляции различными данными внутри вычислительной машины (компьютера).

Данные — это любая информация, которую компьютер сохраняет, записывает, обрабатывает, перемещает или изменяет.

Как осуществляется доступ к данным в C++?

Программы получают данные разными способами. Например, из сети, с клавиатуры или из файла, хранящегося на компьютере. Так же, данные могут быть прямо в исходном коде программы. В прошлой статье мы именно так и давали данные нашей программе, вставляли их, непосредственно, в код.

Фрагменты данных, которые используются компьютером для исполнения программных инструкций, в конкретный момент времени хранятся в оперативной памяти (сокр. ОЗУ или RAM).

RAM — Random Access Memory, переводится как память с произвольным доступом.

Для удобство представьте ОЗУ как последовательность коробок или почтовых ящиков, в которых что-либо есть (информация), либо ничего нет.

Каждый фрагмент данных, хранящийся в ячейке памяти, называется значением.

В некоторых старых языках программирования можно было манипулировать данными в памяти напрямую. Такие инструкции выглядели примерно так: "Пойди и получи значение из ячейки №4545645 (это просто произвольный номер)"

В С++ нет прямого доступа к памяти. В этом ЯП принято обращение к памяти через объект.

Объект — это выделенная область хранения, в которой находится значение и другие, связанные с ним свойства (о них мы поговорим позже).

За определение места объекта в памяти отвечает компилятор.

Таким образом, в языке C++ инструкции для доступа к какому-либо значению выглядят так: "Пойди и получи значение из объекта "Имя объекта".

Объекты в C++ могут иметь имя или быть безымянными. Объект с именем называется переменной.

Знакомство с переменной, ее определение, типизация и распространённые ошибки

Для создания переменной, мы будем использовать конструкцию ее определения:

____________________________________________________________________________________

int x;

____________________________________________________________________________________

Эта инструкция определяет переменную с именем x, целочисленного типа int.

Что такое целочисленный и другие типы данных объясняю в следующем пункте статьи

Таким образом, при компиляции программы, всякий раз, когда компилятор будет видеть имя переменной "x", он будет знать, что мы ссылаемся на объект с именем x.

При каждом запуске программы будет создаваться экземпляр переменной "x". Это значит, что объект с именем "х" будет создан и для него, пока программа работает, будет зарезервирована определенная ячейка памяти.

Типизация переменных

Язык С++ строго типизирован, у каждого объекта в этом ЯП есть тип и этот тип никогда не меняется. Тип необходимо указать явно. Выше мы использовали тип int

Все переменные типа int могут хранить целые числа внутри. Компилятор, увидев тип int, будет знать, что переменная хранит целое число.

Целое число — это число, которое можно выразить без дробной части.

int — целочисленный тип данных, от англ. integer "целое число"

Перед компиляцией каждый объект (переменная) должен иметь явный тип данных.

C++ не только имеет встроенные типы данных для чисел и текста, но и дает возможность программисту создавать собственные типы данных. И мы подробно обсудим эту функцию в следующих статьях.

Распространенные ошибки

В основном ошибки возникают при определении нескольких переменных на одной строке.

Если у вас возникла необходимость определить несколько переменных, вы можете сделать это так:

____________________________________________________________________________________

int x;

int y;

или так

int x, y;

____________________________________________________________________________________

Во втором варианте мы определяем две переменных типа int на одной строке, перечисляя их через запятую.

В чем тут может быть ошибка?

1. Указан тип для каждой перечисленной переменной.

____________________________________________________________________________________

int x, int y, int z; // здесь ошибка

int x, y, z; // вот тут все правильно

____________________________________________________________________________________

1. Переменные с разными типами данных определены в одной инструкции.

Допустим, нам нужно определить переменную с типом int и другую переменную с типом double (тип дробных чисел):

____________________________________________________________________________________

int x, double y; // неправильно, нельзя так делать

int x;

double y;

____________________________________________________________________________________

Второй пример в блоке кода иллюстрирует правильное определение переменных с разными типами данных.

На самом деле эти ошибки не являются серьезными, так как компилятор обязательно расскажет вам о них.

В процессе изучения C++ вы доведете до автоматизма правильный порядок определения переменных и это не будет вас волновать.

На этом мы сегодня закончим. В следующей статье мы научимся помещать в переменную (объект) какое-либо значение и выполнять с ним различные операции.

Спасибо, что уделили время этому материалу. Оставьте свое мнение о качестве подачи. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.