Искушенные театралы знают, что за великолепной актерской игрой на сцене в блеске софитов стоит целый ряд профессионалов, которые трудятся над постановкой. Многие театральные профессии остаются за кулисами и появляются лишь в виде фамилий в театральной программке. Одной из таких является профессия суфлера.
Суфлер (от французского souffler — дышать, дуть, подсказывать) работает в театре и следит за ходом спектакля и репетиций спектакля по тексту произведения. При необходимости он подсказывает актеру текст его роли. Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении — мастерство достигается опытом на сценической площадке.
Во время спектакля суфлер находится или в специальной арке посередине сцены — суфлерской будке, или за кулисами, нередко перемещаясь, чтобы актерам было удобнее. Суфлерская будка — достаточно небольшое помещение, находящееся под сценой и частично над ней так, чтобы нижняя часть туловища суфлера находилась под площадкой сцены, а верхняя часть — возвышалась и находилась в непосредственной близости к актерам.
Суфлер говорит специальным шепотом, направляя звук к актерам, от зала, за счет этого достигается «волшебный» эффект: актеры слышат подсказки, а зрители нет. Во многом суфлер помогает формированию спокойной психологической атмосферы для актеров во время спектакля. С суфлером актеры точно уверены, что если текст пьесы вдруг пропадет в их памяти, к ним придут на помощь.
Ранее эта профессия была более востребованной, а сейчас с появлением технических средств — наушников, скрытых микрофонов — осталась лишь в нескольких театрах. Штатный суфлер есть во МХАТе, Малом театре, Et Cetera, Большом театре и некоторых других.
За многолетнюю работу суфлеров в этой профессии возникло множество условных обозначений, которые могут быть не очевидны тем, кто взглянет на суфлерскую версию сценария. Так, в сценарии есть галочки для пауз — и чем больше галочек, тем больше паузу выдерживает актер. Особо трудно поддающиеся запоминанию фразы или слова суфлеры подчеркивают волнистой линией и указывают имя актера, которому стоит напомнить текст в этом моменте пьесы. В сценарии могут быть и перечеркнутые куски текста, если режиссер вносит правки по ходу выступлений.
У разных актеров разное отношение к этой профессии: Олег Ефремов, к примеру, был категорически против любого напоминания текста, а легендарная Фаина Раневская не выходила на сцену, пока суфлер не включит лампу на своем письменном столике. В целом, конечно, с суфлерами актерам комфортнее, и они могут еще лучше сосредоточиться на импровизации и эмоциональной подаче. Спасибо этой профессии за то, что мы можем лицезреть высокое театральное искусство во всей красе и не отвлекаться на забытую фразу в любимом произведении: ее обязательно напомнят.