Найти тему
Заметки Художника

Лучшее искусство на улицах городов мира

Есть опасение, что искусство теперь всегда будет существовать и развиваться как два практически не соприкасающихся мира. Мир проверенных и устоявшихся рецептов — того, что хочется повесить у себя дома — для обычных зрителей, и мир всё более необычных экспериментов — для «элиты».

Но есть один вид современного искусства, который ломает систему, так как приходит к любому зрителю помимо его желания. Мне он кажется одним из самых интересных художественных достижений современной цивилизации. Это — стрит-арт, в буквальном переводе - "уличное искусство".

Оно очень демократично по своей сути. Когда подросток берет в руки аэрозольный баллончик и, с наступлением сумерек, идет увековечить "красивыми буквами" название любимой рок-группы на стене ближайшей трансформаторной будки — это тоже часть стрит-арта. По сути, это аналог того искусства, которого нам сегодня не хватает и которое в старину создавалось всем миром — наскальной росписи. Для того, чтобы принять участие в его создании, не нужен художественный диплом, требуется только огромное желание выразить то, что видишь и чувствуешь.

Еще недавно граффити считались проявлением вандализма. Но потом за дело взялись профессиональные художники, и создали такое, что язык не поворачивается охаять, а рука — стереть. При этом «самодеятельный» стрит-арт продолжает существовать бок о бок с высокопрофессиональным, они вместе создают городскую среду, и кто знает — быть может, именно в этом слиянии — новый путь и новая надежда современного искусства.

Профессиональный, высокохудожественный стрит-арт — это действительно искусство, созданное для народа. Оно не прячется за стенами галерей, оно на виду у всех. Оно приходит к зрителю, не требуя платы. Оно может быть очень небольшим по размеру, а может — гигантским, но в любом случае оно рассчитано на непосредственный и незапланированный контакт с человеком. Когда вы идёте на выставку или в музей, вы внутренне готовитесь открыться тому, что увидите. А стрит-арт должен зацепить ваш взгляд среди сутолоки, схватить вас за шиворот и заставить задрать голову, остановиться, когда вы бежите мимо. Он должен обладать очень, очень большой силой воздействия.

Вот несколько работ художников, которые даже на фотографиях впечатляют и заставляют удивиться.

Конечно, удивляться можно по-разному. Сейчас очень многие мастера стрит-арта просто «разбивают пространство» - рисуют то, что обманывает глаз, создают на плоской стене или асфальте иллюзию трехмерных объектов. Это круто, но рассчитано на однократный эффект. «Ух ты, а жук-то нарисован на бетонной глыбе!» Или создаются огромные изображения, просто досконально воспроизводящие в огромном масштабе фотоснимки - это, безусловно, впечатляет, это тоже круто, хотя в наш век продвинутых технологий восторг и от таких работ недолговечен.

Но есть художники, которые вкладывают в создаваемый на огромной пустой стене образ и настроение, и смысл, и метафору. Они обладают собственным мировоззрением и узнаваемым стилем. Вот к таким картинам хочется возвращаться снова и снова. Порой их можно долго и многократно рассматривать и каждый раз находить что-то новое для себя.
С четырьмя, точнее, с шестью авторами таких работ я вас сегодня познакомлю.

Да, именно так, шесть художников, четыре группы. Художники стрит-арта работают группами довольно часто. И отдельные художники, и группы чаще всего скрываются за псевдонимами. Псевдоним художника или группы — это фирменный знак, клеймо, дополнительная интрига. Все знают творчество Бэнкси, но никто не знает его настоящего имени. Это — тоже часть его игры.

Одна из самых известных на сегодняшний день команд по созданию настенных росписей называет себя ETAM CRU. В свою очередь, оба её участника имеют собственные псевдонимы. Иногда Sainer и Bezt создают свои работы в одиночку, и тогда подписывают их соответственно. Художники родом из Польши. Настоящее имя Сайнера - Пржемек Блейжик, а Безта - Матеуш Габски.

Они решили объединить усилия, ещё обучаясь в Академии Художеств в городе Лодзь (да-да, оба имеют высшее художественное образование), и с тех пор объездили весь мир, создавая свои невероятные работы.

Когда Сайнер и Безт работают вместе, каждой росписи предшествует "мозговой штурм". В их композициях, как правило, масса отсылок и к европейскому фольклору и к образам поп-культуры. В процессе создания росписи Сайнер обычно работает над фигурами людей, а Безт - животных.

Помимо произведений стрит-арта они создают и станковые работы. Не могу не показать некоторые из работ Сайнера - Блейжика. Он потрясающий рисовальщик!

Художник с творческим именем ARYZ - испанец. Он родился в 1988 году в Пало-Альто, штат Калифорния, но в возрасте трех лет вернулся в Испанию и вырос в Барселоне.

Его настенные росписи можно увидеть во Франции, Испании, Польше, Италии, Австрии, Нидерландах, Германии, Финляндии и Норвегии, а также в США, Венесуэле, Японии, Китае и Марокко.

Его работы сразу узнаются по характерным контурам, которыми он разделяет градации цвета в изображении. Сюжеты своих произведений автор предпочитает не только не объяснять, но и не формулировать чётко. Даже названия своим росписям он даёт не всегда. И, как и у многих современных художников и мастеров стрит-арта, они чаще всего представляют собой "смесь прекрасного и ужасного". Часто встречается у него, например, мотив "костей", что-то вроде напоминания о бренности всего живого, особенно в сочетании с цветами. Очень "испанская" тема, между прочим - любовь и смерть.

И он тоже создаёт не только изображения на стенах домов, но и картины, и росписи в интерьерах.

Иногда художники стрит-арта особо не таятся. Так, ни для кого не секрет, что под маркой Telmo Miel творит группа художников из Нидерландов, название объединяет имена входящих в неё живописцев - Тельмо Пипера и Миэля Круцмана. Это - настоящие виртуозы настенной живописи, мастера и классической школы, и фотореализма, и сюрреализма одновременно. Их работы поражают техникой исполнения.

Тельмо Пипер и Миэль Круцманн познакомились в Академии Виллема де Кунинга в Роттердаме, где они учились с 2006 по 2010 год. Над эскизами они работают по отдельности, а затем собираются вместе и выбирают лучшее решение. Работают краской в аэрозольных баллонах, но не пренебрегают также кистями и валиками. По признанию самих художников, Миэль более романтичен и живописен, а Тельмо, скорее, склонен к сатире и провокации. В работе они стараются оптимально сочетать свои лучшие качества.

Дуэт получил международное признание и написал потрясающие фрески в Нидерландах, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии, Англии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Австрии, Литве, Мальте, Аргентине, США, Ливане, Дубае, Казахстане и Австралии. Они также создавали иллюстрации для таких журналов, как Playboy и Nusport.

Ещё один художник, Fintan Magee – эдакий романтик в мире стрит-арта. Его персонажи рвутся в моря и в небеса, а ещё они часто поддерживают и подсаживают друг друга, помогая взобраться повыше. Считается, что одна из основных тем творчества художника - взаимодействие человека и природы, но он затрагивает и социальные, и историко-культурные проблемы - правда, в основном в иллюстрациях и станковых работах.

Родившийся в 1985 году в Лисморе, Австралия, Мажи вырос в городе Брисбен и начинал как автор граффити. Как художник "с полнодневным графиком" он стал работать после завершения художественного образования в 2009 году. Помимо родной Австралии его приглашали рисовать в Новой Зеландии, Индии, Индонезии, Великобритании, Франции, Италии, Португалии, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Нидерландах, Австрии, Украине, России, Турции, США, Колумбии и Аргентине.

Самый известный на сегодняшний день из отечественных мастеров стрит-арта работает на стыке граффити и каллиграфии. Это знаменитый Покрас Лампас. Его работами можно полюбоваться во многих городах, в Екатеринбурге, например. Но о нём, а также о других замечательных мастерах стрит-арта, пожалуй, я расскажу, если получится, в другой раз.

Роспись автора Покрас Лампас в г. Королёв.
Роспись автора Покрас Лампас в г. Королёв.

Конечно, чтобы оценить стрит-арт в полной мере, нужно идти или ехать туда, на эти улицы, к этим заборам, домам, огромным стенам. Фотографии помогают художникам стрит-арта популяризировать своё творчество, но они — лишь его бледная тень. Я помню, как я впервые ребёнком увидел живого жирафа. Конечно я видел его много раз на картинках и по телевизору. Но что-то почувствовать, получить «эмоциональный выброс» можно только если ты рядом с ним, в паре метров от него, и смотришь снизу вверх на это чудо, и понимаешь, что оно — из другого мира...

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!