Найти тему
ИА Регнум

В Москве обсудили итоги XX съезда КПК

В Москве обсудили итоги XX съезда КПК

В Москве в посольстве КНР состоялась научная конференция, посвященная итогам XX съезда КПК, который проходил в Пекине с 16 по 22 октября. Вместе с послом Китая в России Чжан Ханьхуэем участие в пленарном заседании приняли руководители КПРФ и Общества российско-китайской дружбы.

   Китай Иван Шилов © ИА REGNUM
Китай Иван Шилов © ИА REGNUM

Мероприятие важное и интересное прежде всего потому, что XX век связал наши страны общей судьбой; в ней было многое — от «железного» военно-политического союза 1950-х годов и совместного участия в вооруженной защите КНДР в условиях осуществлённой под флагом ООН американской агрессии до жесткой полемики и разрыва двух партий в 1960–1980-е годы и последующего «плавного» восстановления контактов. Современные отношения России и Китая, как неоднократно подчеркивалось с обеих сторон, — образец для мира, который проходит через беспрецедентную эпоху турбулентности, вызванную попытками коллективного Запада удержать ускользающее доминирование с позиций гегемонизма и диктата. В ситуации, когда наши страны подвергаются бесцеремонному давлению США, когда против них ведётся гибридная война, переходящая в горячую фазу полноценных военных конфликтов, сближение Москвы и Пекина демонстрирует миру долгожданную альтернативу. А с ней и возможность исторического выбора в том главном противоречии современности, с которым все мы сталкиваемся, между воинствующим глобализмом коллективного Запада, точнее его элит, и институтом национальной государственности, который глобализму противостоит. Сегодня он олицетворяется российско-китайской «осью» Большой Евразии, на которую с надеждой смотрят и к которой обращаются многие страны и народы, что ярко демонстрируется уникальными темпами расширения незападных международных объединений — ШОС и БРИКС.

   Саммит ШОС. Тяньцзинь. 2018 Kremlin.ru
Саммит ШОС. Тяньцзинь. 2018 Kremlin.ru

Кроме объективных, существуют и субъективные факторы российско-китайского сближения. Председатель КНР Си Цзиньпин, вслед за основателем современной китайской государственности Мао Цзэдуном, неоднократно говорил о «залпах Октябрьской революции, которые принесли в Китай марксизм-ленинизм»; посол КНР Чжан Ханьхуэй не устает напоминать российской общественности, что своими современными успехами Китай во многом обязан нашей стране. «Когда пьешь воду, никогда не забывай, кто вырыл колодец», — эта его аллегория отвечает на многие вопросы о том, в каком русле развиваются сегодня двусторонние отношения. Нам, в современной России, китайский опыт ещё нужнее и полезней, ибо ни учиться никогда не поздно, ни забывать нельзя о том, где находились бы сегодня наш мир и наша страна, не будь в этом мире социалистического Китая. Сегодня упомянутая Большая Евразия — противовес Большой Атлантике, который сохраняет хрупкий баланс, удерживающий мир от падения в пропасть. Другая сторона нашего, российского, интереса к Китаю — важность как раз научного, концептуального осмысления происходящего, предполагающего заинтересованный диалог наших академических и экспертных сообществ, которые долгое время варились в собственном соку, оставаясь одновременно под определенным влиянием идей, утверждающих западноцентричную, однополярную картину мира. Сегодня, когда человечество вошло в стадию коренных, динамических изменений, это гуманитарное взаимодействие востребовано временем. И, наконец, не является секретом, что ход СВО в бывшей УССР раскрыл нам глаза на многие вещи, включая важность идеологического обеспечения модели развития, которая, как выясняется, также нуждается в серьезной корректировке. Сегодня российское общество находится в ожидании предстоящего послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию; и эти вопросы для нас как никогда актуальны, ибо поставлены самой жизнью. По ряду экспертных оценок, послание ответит на многие из этих вопросов. И это дополнительно повышает интерес к внешнему опыту, который, как опыт народного Китая, близок нам исторически как никакой другой. Не забудем и того, что, помимо КНР, в мире по-прежнему сохраняются несколько социалистических государств — КНДР, Куба, Вьетнам, Лаос, правящие партии которых поддерживают ту борьбу, которую ведёт за своё будущее российский народ, и именно это обстоятельство безусловно должно повлиять и уже влияет и на наш собственный выбор, который, судя по всему, не за горами. Как гласит китайская пословица, «даже после самой темной ночи обязательно наступает утро».

В главном докладе, с которым на московской конференции выступил посол КНР Чжан Ханьхуэй, раскрыты ключевые слагаемые современного китайского опыта и его важности не только для прошлого, но и для будущего. В центр внимания руководитель дипломатического представительства КНР поставил вопрос партийного руководства национальным развитием, тесно связанного с выдвинутой Си Цзиньпином концепцией социализма с китайской спецификой в новую эпоху. В системе идеологических приоритетов КПК, закрепленной прошедшим съездом, она взаимодействует с другой концепцией — «китайской мечты», являющейся сокращением от «великого возрождения китайской нации». Подчеркнем, что национальное возрождение в Китае, следовательно, тесно связывается с социализмом, а его специфика отражает национальные особенности социалистического строительства. Важно подчеркнуть, что эта формулировка объективно является вкладом КПК в развитие современного марксизма, который кое-кому мешался так сильно, что его поторопились списать с исторических счетов.

Но поспешишь — людей насмешишь. «Китайская специфика» — частная формула национальной специфики, суть которой в том, что победа социализма складывается не на голом фундаменте «до основанья, а затем…», а путем соединения основных положений марксизма с национальными, если угодно, цивилизационными особенностями конкретной страны, которые выражены менталитетом её народа. А он, в свою очередь, формируется определяющим воздействием доминирующей религии. Если упростить, то правящая компартия тогда добивается успеха, когда адаптирует революционные постулаты к национальной почве, и именно этим большевики, в первую очередь ленинское руководство партии, отличались от меньшевизма, слепо следовавшего европейской догматике. В 1923 году В. И. Ленин в одной из своих последних работ («О нашей революции») прямо соединил марксизм с цивилизационным фактором, отметив, что революция в России обнаружила ряд принципиальных отличий от европейской схемы. И что чем дальше на Восток — тем такого «своеобразия» будет больше. И. В. Сталин в 1952 году на XIX съезде ВКП (б) — КПСС призвал компартии мира «поднять знамена демократии и национального освобождения, брошенные буржуазией», которая разменяла их на чистоган.

   Иосиф Сталин
Иосиф Сталин

В русле именно этих заветов и двинулось в свое время развитие КПК, и китайским коммунистам очень повезло, что к назревшим реформам у них приступило первое поколение революционеров во главе с Дэн Сяопином. В отличие от СССР, где это при Хрущеве стало происходить путем реанимации меньшевизма и троцкизма, против чего, кстати, выступал Мао, предупреждавший советских лидеров о последствиях, вплоть до распада СССР и реставрации капитализма. С исторической точки зрения, формула «социализма с китайской спецификой» показывает, что китайские коммунисты оказались более твердыми и последовательными продолжателями ленинско-сталинской традиции, чем те, кто наследовал вождям Октября в СССР. Комментируя результаты социалистического строительства в Китае, посол Чжан Ханьхуэй обратил внимание только на одну цифру — масштабы роста ВВП страны при Си Цзиньпине: более чем вдвое — с 54 до 114 трлн юаней.

Второй важнейший вопрос, поднятый дипломатом, о «духе борьбы» КПК в «новую эпоху», также имеет отношение к практической реализации теоретических положений. Часто спрашивают, что это за «дух» такой и откуда в марксизме появились метафизические термины? Ну, во-первых, о наличии в этом учении мощной метафизической составляющей писал ещё «легальный марксист» Н. А. Бердяев. Во-вторых, и это главное, «дух борьбы» в прочтении XX съезда КПК — это синоним также прозвучавшего на нем призыва к «самореволюционному» самообновлению партии. Ещё Генри Киссинджер, следует отдать ему должное, в книге «О Китае» раскрыл его как «анти-застой», постоянное скачкообразное движение вперед от рубежа к рубежу, которое Мао применял для того, чтобы не дать партии «окуклиться» в успехах, заснуть, отстать и потерять ориентиры. Си Цзиньпин, когда говорит о «новом походе» в «новую эпоху», — а статус лидера определен прошедшим съездом как «ядро ЦК и партии в целом» — перекидывает мостик к Великому походу китайских коммунистов 1934–1936 годов. И следует согласиться с известным китаистом Юрием Тавровским в том, что при генсеке и председателе Си Китай достаточно быстро «краснеет», возвращаясь к… чему? Недоброжелатели употребят здесь штамп «маоизм», а мы скажем о теории «новой демократии» Мао, которая как раз и связала ленинскую мысль о «своеобразии» восточных революций с эпохой «зависимого капитализма». Эта теория, кстати, камня на камне не оставляет от меньшевистской апологетики буржуазно-демократических революций как необходимых этапов «вырастания социализма в капитализме». И опровергает их железобетонным тезисом, что в подобных странах такие революции не нужны, ибо они уже вовлечены в капитализм, и невозможны, ибо их не допустят неоколониальные метрополии.

Возразят, что проявлением «духа борьбы» можно считать и культурную революцию. Можно, но крайним вариантом, ограниченным узкими рамками особого исторического момента; таким же «духом», однако, служат и политика «реформ и открытости» Дэн Сяопина, и принадлежащие правлениям Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао концепции «трех представительств» и «научного управления». И с этой точки зрения теоретические построения Си Цзиньпина подтверждают актуальность интересной традиции КПК, у которой каждое десятилетие проходит под знаком определенной, отличной от других, концептуально воплощенной идеи. Это, как представляется, важная новаторская практика, как и бескомпромиссная борьба с коррупцией, которая и позволила КПК в последнее десятилетие свернуть с пути бывшей КПСС, избежав её судьбы.

   Пленум ЦК КПК Russian.news.cn
Пленум ЦК КПК Russian.news.cn

Раскрывая содержание съездовского доклада, посол Чжан обратил внимание на место текущего момента на исторической шкале, соединяющей ретроспективу с перспективой. Отметив успешное прохождение первого рубежа «двух столетий» — выполнение планов строительства к вековому юбилею КПК (2021 г.) общества «среднего достатка», дипломат сосредоточился на достижении целей «второго столетия» КНР, к 2049 году, которые состоят в создании современного социалистического государства. В настоящее время Китай официально считает себя развивающейся страной, идущей по пути социалистического строительства. На этом пути съездом КПК предусмотрен промежуточный рубеж завершения «социалистической модернизации» (2035 г.), который и прокладывает вектор ко «второму столетию».

Что важно выделить по итогам обсуждения, в котором, помимо представителей КПРФ, приняло участие руководство научных институтов и структур, связанных с китайской и в целом восточной тематикой, причем далеко не только с идеологическим уклоном влево? «Национальная специфика» — алгоритм, который нельзя игнорировать при практической реализации любых идеологических разработок, ибо некритическое их использование приводит к катастрофе. Залог же успеха — в творческом применении любых инноваций с четким пониманием, расчетом и постоянным мониторингом того, как они работают. Что касается марксизма, то его огульным критикам следует напомнить характерное признание одного из западных ключевых кукловодов XX века Арнольда Тойнби — фактического директора Chatham House (организация, признанная в РФ нежелательной). «Советы превратили марксизм — западное учение — в антизападное оружие, более эффективное, чем атомная бомба», — написал он в 1948 году, когда это было написано, такое оружие у США уже было, а у СССР ещё отсутствовало. Как говорится, без комментариев.

Конференция, проведенная в посольстве КНР, в полной мере отвечающая своему научному статусу (ибо как учил Фридрих Энгельс, «с социализмом, с тех пор как он стал наукой, следует и обращаться как с наукой — изучать»), — не первое и, надеемся, не последнее такое мероприятие, которое самим фактом своего проведения ускоряет эрозию обанкротившегося западного мировосприятия. Для российской науки, общественности и патриотической части политикума, находящихся в процессе поиска ответов на непростые вопросы современности, это, безусловно, важно. Но главное — четко отдавать себе отчет, что у нас имеется и собственный опыт. Богатый, пусть и противоречивый, накопленный столетиями самостоятельного развития. За рамками суверенитета, формирующего магистральную преемственность эпох и поколений, будущего у нас нет, и это тоже доказано историческим опытом.

Еще больше новостей на сайте