Найти тему
Мистика и Предания

Высота 139,6.

Фото автора.
Фото автора.

Высота 139, 6 - центр той местности, где проходили занятия по тактике с курсантами Ярославского военного училища им. генерала армии А.В.Хрулёва. События, изложенные в рассказе происходили в конце 60-х годов прошлого века.

В конце апреля курсанты первого курса были перемещены из мест зимнего расквартирования в полевой лагерь "Песочное". Прохождение обучения в этом лагере имело несколько направлений, среди которых главное место занимали занятия по тактике, инженерная подготовка и действия подразделений в условиях применения противником оружия массового поражения. Уже на следующий день, после прибытия, четвертый взвод выехал на занятие по инженерной подготовке. Ехали на автомобиле минут тридцать. Потом последовала команда: "К машине! К бою! Стой!" Взвод залёг.

  • Окопаться! - последовала новая команда. Курсанты достали из чехлов свои лопаточки и начали рыть окопы. Каждый для себя. "Работа по рытью окопа оценивается, - объявил преподаватель, - При оценке учитывается время, потраченное для рытья, соответствие окопа требованиям полевого устава и выполнение других команд." Курсанты слушали его, не переставая работать лопатками. Грунт поддавался с трудом, особенно, верхний слой, заросший полевой травой. Каждый кусок этого слоя нужно было вначале обрезать по краям, потом подрезать снизу и только после этого вытащить и положить перед окопом в то место, где должен быть бруствер. После того, как был срезан верхний слой, работать стало легче. Это, по всей вероятности, заметил и преподаватель. "ГАЗЫ!" - скомандовал он.
  • Курсанты натянули на лица маски противогазов. Дышать сразу же стало труднее. Работа замедлилась, но продолжалась. Подождав минут двадцать преподаватель дал команду отбой. С облегчением сняли маски. У многих с масок и с лица текли капли пота. Но дышать стало легче. Прошло ещё какое-то время. Один из курсантов доложил, что его окоп для стрельбы лёжа готов. Преподаватель посмотрел на часы. "По времени Вы уложились на отлично. А теперь посмотрим на соответствие Вашего окопа требованиям Устава. Длина - соответствует, ширина - местами заужена, насыпь перед окопом ближе к окопу на десять сантиметров, чем установлено. У Вас есть несколько минут, чтобы устранить и исправить недостатки", - объявил ему преподаватель. "Остальным курсантам учесть мои замечания," - добавил он.
  • В последних словах не было никакой необходимости: его слышали все
    и каждому хотелось получить отличную оценку. Размеры малой саперной лопатки были хорошо известны, поэтому в измерительных приборах нужды не было. Через несколько минут послышались доклады других курсантов о готовности окопов.
  • Курсант Степанов слышал эти доклады и начал торопиться. Однако, как он не старался, но во время, установленное для получения отличной оценки он не уложился. "Четверка за время и отлично за окоп," - объявил ему преподаватель.
  • "То, что вы сделали" - объявил в конце занятия преподаватель, - это только малая часть работы, которую необходимо сделать на поле боя при обороне. После того, как отрыт окоп для стрельбы лежа, его углубляют для стрельбы сидя, потом еще углубляют для стрельбы стоя. Затем все окопы соединяются траншеей. Затем роются ходы сообщения до командных пунктов взвода и роты и т.д. Этим вы займетесь на других занятиях по тактике. А сегодня занятие закончено. Командирам: проверить наличие личного состава, оружия и снаряжения и приготовиться к отъезду!
  • Не прошло и десяти минут, как автомобиль с курсантами выехал в сторону лагеря. "Что-то скучно стало, ребята! Может споём!" - предложил кто-то. Можно и спеть. Других развлечений нет. "Давай "Парабелу" - выкрикнули сразу несколько человек. "Ах ты серая лошадка, что ты быстро так бежишь? Ах чернобровая цыганка! Ах до сих пор душа болит," - затянули несколько голосов. "Парабела" была песней наполовину, а может и в большей части сочиненной самими курсантами. Своё творение они любили и пели с удовольствием. Припев подхватывали все: "Я - Парабела, я - Чибурела! Цыганским принцем скоро стану я. Вот я Парабела, вот я Чибурела, вот барон цыганский я!" При повторении припева один или два курсанта создавали звуковой фон, быстро и непрерывно повторяя: "Гоп! Гоп! Гоп! ........" После второго куплета звуковой фон несколько менялся. Вначале вместо гоп, гоп, .. звучало: "Оп! Оп! Оп! .......", а затем буква "О" менялась на букву "Ё". Вскоре песня кончилась и установилась тишина. Но не надолго. Не прошло и полминуты, как Руднев, сидевший рядом со Степановым затянул вполголоса: "Еду дорогой я - конца не видно ей. Еду дорогой я - везу сто юных фей." Тут же к нему подключилось еще несколько голосов: "Еду дорогой я и словно сто чертей, а не девушек везу я в машине своей!" Изюминкой в этой песне был припев: "Э-э- зй - хали-гали! Эгегей самогон! Эгегей сами гоним! Эге гей сами пьем! Эгегей кто попросит: эгегей фиг нальём!" Потом последовала песня про пару гнедых, потом про хозяйку молодую. Потом .... Приехали.
  • На следующий день первый взвод роты получил оружие, шанцевый инструмент и средства защиты от ОМП и убыл на полевые занятия. Взвод не вернулся к обеду. К ужину он тоже не вернулся. После ужина второй взвод погрузился на машины и убыл на занятие по топографии. Этот взвод вернулся ночью, когда курсанты остальных двух взводов роты уже спали. Первый взвод вернулся с полевых занятий утром следующего дня. Через день на полевые занятия убыл второй взвод, а вечером - на занятия по топографии убыл взвод третий. С ними повторилось то же, что и произошло с первым и вторым взводом в первом случае. Стало известно: чем занимались допоздна одни и всю ночь другие.
  • Прошло еще три дня и на занятие убыл третий взвод. Вечером после ужина четвертый взвод погрузился в машины и убыл на занятие по топографии. Занятие проводил подполковник Панченко. Для занятий курсанты получили топографические карты. Подполковник, садясь в кабину, приказал следить за маршрутом. Отъехав от лагеря километров пять, он пересел в кузов, заняв место старшины роты Свинцова, которого пересадил на своё место в кабине. "Где мы находимся? - спросил подполковник, - Отвечает Степанов!" Тот ткнул карандашом в карту: "Здесь!" К его удивлению, Панченко поставил ему отличную оценку. Так, останавливаясь через каждые десять минут, поехали дальше. Маршрут был извилистым и не все курсанты вовремя могли сориентироваться. Некоторым преподаватель поставил тройки и четверки. Но, видимо, у него в этот день было хорошее настроение, т.к. он не поставил ни одной двойки. Между тем стало смеркаться. Преподаватель потребовал сложить и спрятать карты и пересел в кабину, старшина роты занял своё место в кузове. Дальше машина поехала по маршруту, известному только водителю. Через час прибыли на какой-то участок степи. Машина остановилась. "К машине!" - раздался приказ. И сразу же новый: "Строиться!"
  • Построились. "Товарищи курсанты! - объявил преподаватель, - Впереди окопался условный противник. Надо незаметно приблизиться к нему и атаковать. Когда противник будет выпускать ракеты, надо залечь. Кто из вас с автоматами?" Оказалось, что у двух курсантов были автоматы. Подполковник выдал автоматчикам по шесть патронов. "Это вам для шумового эффекта. После того, как минуете окопы, выходите к машине. Она будет справа от окопов."
  • Рассыпавшись в цепь курсанты двинулись в атаку. Они не прошли и полсотни шагов, как вверх взлетела ракета. Залегли. Когда ракета погасла двинулись дальше. Взлетели две ракеты. Залегли. В свете ракет уже были видны очертания окопов. Было видно, что они уже заняты солдатами условного противника. Прозвучало несколько холостых выстрелов. Некоторые клацали затворами, изображая стрельбу.
  • Степанов залег в паре десятков шагов от окопа с пулеметом, ожидая удобного момента. Цепляясь за траву, он подкрадывался к пулемету. И вот этот момент наступил. Пулеметчик отошел в траншею и закурил. Степанов подошел к пулемету и вооружился. Его заметили. "Ты кто? - спросил его пулеметчик. "Как кто? Нападающий!" " Отстал что-ли? Ваши все уже ушли к машине. Вон она стоит, на пригорке! А если есть желание, оставайся с нами. Утром приедешь в лагерь." Желания не было. Степанов поставил пулемет на место и отправился к машине. Там было уже многолюдно. "Ещё один пришел!" - доложил Кириллов подполковнику. И добавил, обращаясь к Степанову: "Не заблудился?" Тот ответил, что вышел прямо к окопу с пулеметом и даже сумел завладеть им. "Надо было пулемет принести сюда, - сказал Панченко, Был бы трофей!" Степанов представил себя на месте пулеметчика: как того отчитывают, за утрату оружия. Нет, этого не надо! Он поступил он правильно. Пулемет приносить не надо.
  • Прошло несколько минут. Неожиданно в той стороне, где были окопы прозвучало несколько выстрелов. Стреляли холостыми. Прошла еще минута, а потом вторя. К машине вышли Фурлетов и Соловьев. Это они были с автоматами. Они шли немного левее Степанова и ушли в сторону от окопов. Потом вернулись, обстреляли условного противника, солдаты которого объяснили им: куда надо идти! "Всё, товарищ подполковник, - доложил Кириллов, - Все на месте!" Подполковник, сидевший на подножке автомобиля поднялся: "Товарищи курсанты! На этом сегодняшнее занятие закончено. Сейчас грузимся в машину и едем в лагерь. Командирам ещё раз проверить наличие личного состава!" Через несколько минут поехали обратно. В лагерь.
  • Прошло еще три дня. Наступила очередь четвертого взвода ехать на суточное занятие по тактике. На высоту 139,6. После завтрака курсанты получили оружие, шанцевый инструмент, средства защиты от ОМП. С собой было приказано взять шинели и плащ-накидки. Один из курсантов, садясь в машину, высказался, что все это трудно нести и можно обойтись без части вещей, которые они берут с собой. Преподаватель-тактик, стоявший на подножке автомобиля, объяснил, что у курсантов еще и облегченный вариант снаряжения бойца. В боевой обстановке нести придется более тяжелый груз. Добавятся патроны, гранаты, вода и сухой паек. В Отечественную войну бойцы несли на себе почти по тридцать килограммов груза. "Зачем это надо? - не унимался курсант, - Мы финансисты. Нам деньги выдавать, а не воевать." Ответ он получил тут же: "Напрасно Вы думаете, что в случае войны будете деньги выдавать. Для этого призовут гражданских бухгалтеров. А вам дадут кому роту, кому батальон, а некоторым - полк. И будете воевать." Тут в разговор вступил еще один курсант: "Не так уж много мы занимаемся тактикой, чтобы воевать!" Но у преподавателя был готов ответ и на это: "В годы войны командирами рот и батальонов ставили вчерашних учителей, агрономов, бухгалтеров и т.д. Главное - чтобы был грамотным. А у вас перед ними есть преимущество: вы хоть какую-то подготовку прошли."
  • Нести груз пришлось не далеко. Машина подошла вплотную к окопам. Разгрузились. Сложили вещи в приготовленные для этого ячейки. При себе остались автоматы, саперные лопатки и противогазы. Предстояло отрыть траншею до командного пункта роты, поправить окопы и насыпи и удалить грунт из мест, где он осыпался. Как выяснилось чуть позже, рядом с опорным пунктом находилось пастбище скота. Местным пастухам и коровам окопы и насыпи не нравились и они старались, по возможности, засыпать их. Курсант Мурга, наводя порядок вокруг окопа, осмотрел сектор для стрельбы и объявил другим: "Подступы к окопам заминированы. Считайте коровью лепешку миной противотанковой, а человеческую - противопехотной." Степанов осмотрел место перед своим окопом: "Как я не нарвался на "мину" во время атаки. Наверное, меня берегли высшие силы для каких-то дел."
  • Преподаватель и заместитель командира взвода Кириллов разместились на командном пункте. Через некоторое время туда были вызваны командиры отделений. Вернулись они минут через десять и принесли с собой по десятку холостых патронов и по три ракеты. Патроны тут же были розданы курсантам. Степанов проявил настойчивость и получил три патрона. Ракеты были сложены в пункте наблюдения, которым стал один из окопов. Выяснилось, что ракеты служат не для обнаружения солдат противника. Пуск одной ракеты означал, что появился противник. Пуск двух ракет означал требование: занять места в окопах и отразить атаку.
  • Обедали и ужинали по походному. Использовали котелки, ложки и кружки, которые были у каждого курсанта в вещевом мешке. После ужина продолжали рыть траншею. Рыли большими саперными лопатами. Их было четыре штуки, поэтому копали поочередно. Между тем, стемнело. Наступила ночь. Неожиданно вверх взлетела ракета. Потом еще две. "Взвод! К бою!" - скомандовал Кириллов. Работы тут же были отложены и курсанты бегом побежали к своим местам.
  • Степанов в момент команды рыл траншею. Бросив лопату он побежал к своему окопу. Пробежав участок, ведший от окопов к командному пункту он очутился в окопах второго отделения. Пробежал мимо. Вот траншея, соединяющая окопы второго отделения с окопами третьего. Неожиданно перед траншеей возник силуэт человека с оружием. Ух ты! Неужели наблюдатели подкачали и подпустили противника так близко? Подняв автомат он выстрелил в воздух. "Тихо ты! Чего стреляешь?" - услышал он голос Козориза. "А что ты там делаешь?" - поинтересовался Степанов. "Хотел кого-нибудь в плен захватить!" - был ответ. "Ну ты даешь! Вряд ли кто-то из курсантов захочет быть пленником? - удивился Степанов продолжая двигаться быстрым шагом к своему окопу. Прошло несколько минут. Послышался шорох травы, по которой шли люди. Степанов выстрелил в воздух остальные патроны. Чуть в стороне от него послышался голос: "Поворачиваем к машине!" Не доходя до окопов курсанты первого взвода (это были они) повернули направо и скрылись в темноте. "Как вы обнаружили неприятеля? - поинтересовался Степанов у одного из наблюдателей (Мурги). "Они на машине подъехали, а её в степи видно за тридевять земель. Когда машина остановилась за полкилометра от нас было видно, что с неё сходят люди. Кроме условного противника больше никому и в голову не придет выходить там из машины, - был ответ, - А потом - шум шагов. Его очень хорошо слышно."
  • После "отражения атаки" половина курсантов получила разрешение отдыхать. Спали кто как мог. Одни стелили шинели и накрывались плащ-накидкой. Другие заворачивались в шинель и клали под голову мешок с комплектом химзащиты. В окопе спать было невозможно. Спали в траве за окопами. Через два часа спавших разбудили и направили рыть траншею. Сослуживцы встретили пришедших их с восторгом. "Смена пришла!" - объявил один из них, втыкая лопату в землю. То же самое сделали остальные "копатели", уступая свои места пришедшим.
  • Между пятью и шестью пришел преподаватель. "Как успехи?" - поинтересовался он. "Продвинулись на пару метров," - был ответ. "Заканчивайте это дело. Приводите себя в порядок. Скоро поедем обратно, " - объявил подполковник. Началась подготовка к отъезду. После ночи шинели и плащ-накидки у многих оказались не скатанными и неприкрепленными к вещевым мешкам. Понадобилось время, чтобы сделать это. Потом сержанты долго проверяли: у всех ли на месте автоматы и подсумки, саперные лопатки, вещевые мешки и т.д. Но к шести часам все были готовы ехать. Поехали. Впереди было продолжение лагерной жизни и другие мероприятия по боевой подготовке.